Автомобиль, которым владеет организация, является амортизируемым движимым имуществом. С месяца, следующего за месяцем принятия транспортного средства к учету, компания должна начислять амортизацию.
Для этого нужно правильно определить срок полезного использования ТС и выбрать методы амортизационных отчислений, отразив свой выбор в бухгалтерской и налоговой учетной политике.
Методы расчета в организации в бухгалтерском учете
Начисление амортизации в бухучете начинается в следующем месяце – с 1-го числа. При этом не имеет значение, поставлен ли автомобиль на учет в ГИБДД или нет, оформлена ли смена собственника.
В бухгалтерском учете в п.18 ПБУ 6/01 предусмотрено 4 способа амортизационных отчислений:
- Линейный;
- Уменьшаемого остатка – ускоренный;
- По сумме чисел лет срока использования;
- Пропорционально объему продукции, услуг, работ.
Организация может выбрать любой из указанных способов, никаких ограничений нет.
Но важно отразить выбор в бухгалтерской учетной политике. Метод амортизационных отчислений выбирается один и тот же для всех однородных транспортных средств.
Способы для налогового учета
Амортизацию важно знать в целях правильного расчета налога на прибыль. Амортизационные отчисления уменьшают налогооблагаемую базу за счет списания в расходы.
НК РФ достаточно строго определяет порядок списания стоимости основных средств посредством отчислений.
Для определения срока полезного использования разработана Классификация, в соответствии с которой для автомобиля может быть выбрана 3, 4 или 5 амортизационная группа. Как выбрать амортизационную группу для автомобиля?
В налоговом учете в соответствии с п.1 ст.259 НК РФ возможны только два способа начисления амортизации:
- линейный;
- нелинейный.
Организация может выбрать любой, отразив его в налоговой учетной политике.
Важно, что прописанный метод расчета будет действовать абсолютно для всех объектов основных средств.
Изменить его можно будет только с начала следующего года опять же по всем объектам ОС сразу. Менять нелинейный метод на линейный можно не чаще, чем каждый 5 лет.
Исключением является имущество, перечисленное в п.3 ст.259 НК РФ, для него обязательно применение линейного метода списания независимо от общего выбранного способа (зданий, сооружений, передаточных устройств).
Иномарка для бухгалтера
На улицах городов автомобили иностранного производства занимают доминирующее положение. При выборе автомобиля любой руководитель организации, безусловно, отдаст предпочтение «иномарке».
С целью ограничения расходов организации в налоговом учете предусмотрен специальный коэффициент 0,5 к основной норме амортизации в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов первоначальной стоимостью, соответственно, более 300 тысяч рублей и 400 тысяч рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). Устанавливая данное стоимостное ограничение, законодатель, вероятно, ориентировался прежде всего на стоимость отечественных легковых автомобилей.
Это не первое «налоговое» ограничение в отношении легковых автомобилей и микроавтобусов. Напомним, что до введения главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ согласно п. 2 ст. 7 Закона от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (утратил силу) у налогоплательщиков отсутствовало право уменьшить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, на налоги, уплаченные при приобретении служебных легковых автомобилей и микроавтобусов.
Но в связи с применением специального коэффициента в отношении легковых автомобилей и микроавтобусов возникает вопрос: в течение какого периода следует начислять амортизацию на эти виды амортизируемого имущества?
В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ при приобретении легкового автомобиля (равно как и иного объекта амортизируемого имущества) и вводе его в эксплуатацию налогоплательщик самостоятельно определяет срок его полезного использования на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением правительства РФ от 01.01.02 N 1.
Этой же нормой НК РФ предусмотрены возможные случаи увеличения срока полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию: после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта. Однако и в этих случаях увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено только в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство. Налоговый кодекс РФ не устанавливает возможность корректировки срока полезного использования при применении специального или иных коэффициентов, установленных ст. 259 НК РФ. Более того, применение специального коэффициента никаким образом не может продлить срок полезного использования основного средства, которым признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.
Как правило, организации не эксплуатируют такие автомобили длительное время и предпочитают своевременно продать их
Таким образом, при приобретении легкового автомобиля (или микроавтобуса) на дату ввода его в эксплуатацию налогоплательщик определяет срок его полезного использования для целей налогового учета. В соответствии с Классификацией основных средств легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе, т.е. срок полезного использования может быть определен в интервале от 3 до 5 лет. Исключением являются легковые автомобили большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса, которые относятся к пятой группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Установленный налогоплательщиком срок полезного использования является основой для определения нормы амортизации. При этом налогоплательщик при начислении амортизации по легковым автомобилям и микроавтобусам (если их первоначальная стоимость, соответственно, более 300 и 400 тысяч рублей) в целях налогообложения прибыли обязан применить специальный коэффициент 0,5 к основной норме амортизации. Применение данного коэффициента в отличие от других, установленных ст. 259 НК РФ, является обязанностью, а не правом налогоплательщика. В результате применения специального коэффициента по истечении срока полезного использования в расходы для целей налогообложения прибыли будет списана только половина первоначальной стоимости автомобиля.
Принимая во внимание, что срок полезного использования и должен являться тем сроком, в течение которого происходит признание амортизации расходом организации, получается, что организация формально не вправе признать расходом вторую половину первоначальной стоимости в налоговом учете. Вместе с тем согласно п. 2 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества прекращается после полного списания стоимости такого имущества или выбытия объекта. Из этой нормы напрашивается вывод, что и по истечении срока полезного использования налогоплательщик вправе продолжить начислять амортизацию по легковому автомобилю стоимостью свыше 300 тыс. руб. или микроавтобусу стоимостью 400 тыс. руб. Именно такой вывод делают Минфин России и налоговые органы, давая частные разъяснения (например, письмо УФНС по г. Москве от 17.02.2005 N 20-12/10061).
При этом, по мнению автора, применение специального коэффициента не приводит к увеличению срока полезного использования основного средства, а свидетельствует об увеличении периода признания расхода. Именно такой прием использует законодатель при признании отдельных видов расходов, в частности, при списании остаточной стоимости основных средств, фактический срок полезного использования которых на 1 января 2002 года превысил предельный срок полезного использования соответствующей амортизационной группы. В противном случае следует признать, что при применении специального коэффициента, независимо от налогоплательщика, происходит пересмотр срока полезного использования легкового автомобиля или пассажирского микроавтобуса — увеличение его в два раза, что автоматически переводит указанный объект в другую амортизационную группу, а этого нормы Налогового кодекса делать не допускают. Вместе с тем следует отметить, что ФАС Поволжского округа в постановлении от 04.10.2006 по делу N А55-1588/06 указал, что применение специального коэффициента приводит к увеличению срока полезного использования.
Но, как правило, организации не эксплуатируют такие автомобили длительное время и предпочитают своевременно продать их. Нередко результатом такой сделки является убыток. Согласно п. 3 ст. 268 НК РФ убыток от реализации амортизируемого имущества включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации. Казалось бы, данная норма является решением проблемы налогоплательщика. Так, реализуя автомобиль до истечения срока полезного использования, налогоплательщик вправе списать остаточную стоимость легкового автомобиля в течение оставшегося срока полезного использования. Если же реализация автомобиля происходит по окончании срока полезного использования, то, по мнению автора, организация вправе признать убыток единовременно.
Но Минфин России не согласен с таким подходом. В частности, в письме от 19.01.2007 N 03-03-06/1/14 Минфин России разъяснил, что убыток от реализации амортизируемого имущества должен быть включен в состав прочих расходов в течение срока, определенного как разница между скорректированным на специальный коэффициент 0,5 сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации. Таким образом, Минфин России еще раз подчеркнул, что под сроком полезного использования он понимает именно период, в течение которого происходит начисление амортизации.
Следует напомнить, что с 1 января 2007 года в обязанность налоговым органам вменено руководствоваться разъяснениями Минфина России по вопросам применения налогового законодательства (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).
www.palata-nk.ru
Выводы
Автомобиль признается основным средством, если он не предназначен для перепродажи. Для него определяется срок полезного использования и начисляется амортизация.
В бухгалтерском учете удобно выбирать либо линейный метод расчета, либо пропорционально объему работ – по километражу (исходя из пробега).
В налоговом учете можно выбрать линейный или нелинейный метод.
По автотранспорту в лизинге можно использовать ускоренный способ отчислений с применением ускоряющего коэффициента.
Правильный расчет амортизации автомобиля
Амортизация автомобиля, не выражаясь научными терминами, — это учет его износа выраженный в денежном эквиваленте. Любой автомобиль требует затрат: на ремонт, на замену технических жидкостей, на замену резины, и, конечно же, расходы на заправку его топливом.
При расчете амортизации автомобиля расходы на топливо не учитываются.
Зачем нужно рассчитывать амортизацию автомобиля?
- Во-первых, это необходимо предпринимателям и юридическим лицам для подачи документации в налоговые органы. Таким образом детально описываются расходы компании, чтобы у налоговиков не возникало вопросов относительно расхода средств.
- Во-вторых, амортизацию учитывают в страховых компаниях для более точной оценки реальной стоимости автомобиля, когда его владелец хочет заключить договор страхования. Также износ учитывают в банках или автоломбардах при покупке и продаже авто с пробегом.
- В-третьих, распространенная ситуация — когда сотрудник компании использует свой личный транспорт для выполнения своих обязанностей. В таком случае работодатель обязан учитывать не только расходы на заправку, но и амортизацию, то есть износ автомобиля. Обычно в компаниях платят 1,5-3 рубля за каждый километр пробега.
Также учитывать износ должен каждый владелец частного автомобиля, чтобы расходы на замену фильтров или масла не стали неожиданностью.
Как рассчитывается амортизация?
Расчет амортизации автомобиля — задание не столь сложное, как может показаться. Например во многих автомобильных журналах мы можем увидеть такую информацию, что каждый километр, который мы проезжаем на такой-то модели автомобиля, обходится нам в 3 рубля или 7, и это помимо расходов на заправку.
Откуда берутся эти цифры?
Если вы не обладаете специальными бухгалтерскими знаниями, то нужно просто последовательно учитывать все расходы на ваш автомобиль в течение года: расходники, тормозная жидкость, масло, замена деталей. В результате вы получите определенную сумму, например 20 тысяч. Эту сумму делите на количество пройденных километров за год и узнаете, во сколько вам обходится один километр.
Можно пойти и другим путем:
- учитываете все расходы на прохождение плановых проверок и техосмотров;
- смотрите по инструкции, через сколько километров вам нужно будет произвести замену всех фильтров, технологических жидкостей, тормозных колодок, поменять масло в двигателе, АКПП, ГУРе и др., учитываете стоимость проведения всех этих работ;
- производите сложные математические расчеты — делите полученную сумму на километраж, который ваш автомобиль пройдет к тому времени, и получаете приблизительную стоимость одного километра.
Стоит отметить, что данный способ не будет очень точным, хотя бы потому, что с каждым годом ваши денежные затраты на автомобиль будут только увеличиваться. Но такой подсчет подскажет вам, какую сумму средств нужно иметь, чтобы очередная поломка не очень сильно ударила по бюджету.
Чтобы получить более точные данные, нужно не только учитывать ваши расходы на те или иные запчасти и расходники, но и:
- возраст транспортного средства;
- его общий пробег;
- условия, в которых он эксплуатируется;
- производителя (не секрет, что немецкие машины не нуждаются в столь частом ремонте, как китайские);
- экологическая обстановка в той местности, где вы проживаете;
- влажность климата;
- тип региона — мегаполис, город, поселок, деревня.
В бухгалтерской литературе можно найти различные коэффициенты, которые помогут вам более точно рассчитать амортизацию транспортного средства. Например, все автомобили делятся на категории в зависимости от возраста:
- до пяти лет;
- от пяти до семи;
- от семи до десяти лет.
Соответственно, чем старше транспортное средство, тем больше на него нужно расходовать средств.
Формула для расчета амортизации транспортных средств
Износ транспортного средства высчитывается в процентах. Для этого вам нужно знать:
- показатель износа;
- фактический пробег;
- износ по старости;
- фактический срок эксплуатации;
- коэффициенты корректировки — климатические и экологические условия в той местности, где используется автомобиль;
- тип региона.
Все эти показатели и коэффициенты можно найти в бухгалтерской литературе. Если же вы не желаете копаться во всех этих нормативных актах и постановлениях Минфина, то можно в Интернете найти онлайн-калькулятор для расчета амортизации, и просто вставить фактические данные в указанные поля.
Приведем пример:
- автомобиль отечественного производства, который мы купили за 400 тысяч два года назад;
- пробег за 2 года составил 40 тысяч;
- эксплуатируется в городе с населением до миллиона человек.
Получаем данные:
- расчетный износ — 18,4%;
- естественный износ — 400 тысяч умножаем на 18,4% = 73600 рублей;
- остаточная стоимость — 326400 рублей;
- рыночная стоимость с учетом морального износа (20%) — 261120 рублей.
Также мы можем узнать во сколько нам обходится один километр пробега — 73,6 тысяч делим на 40 тысяч и получаем 1,84 рубля. Но это без учета морального износа. Если же учитывать еще и моральный износ, то получаем 3 рубля 47 копеек.
Стоит отметить, что моральный износ значительно влияет на удешевление транспортных средств. Однако, он редко применяется, либо коэффициент морального износа устанавливается на уровне единицы, то есть никак не влияет на стоимость транспортного средства.
Тут можно долго спорить с теоретиками и доказывать, что какая-нибудь Audi A3 2008 года выпуска по сравнению с новой Ладой Калиной 2013 года не только морально не устарела, но наоборот обогнала ее на несколько десятилетий.
Еще один важный момент — все приведенные выше коэффициенты являются усредненными и не учитывают множество других объективных факторов, главный из которых — мастерство водителя. Согласитесь, что на больших автотранспортных предприятиях практикуют совсем другой подход, чем на небольшой фирме по развозке булочек по городу. Тем не менее, благодаря таким расчетам вы будете приблизительно знать во сколько обойдется вам эксплуатация автомобиля. Также эти данные можно использовать при покупке автомобилей с пробегом.
(9 оценок, среднее: 3,56 из 5)