Как стать бизнес-тренером: ценности, мотивация, навыки
Профессия бизнес-тренера появилась в России недавно, всего двадцать лет назад. В советское время, конечно, была система непрерывного повышения квалификации руководителей и работающих специалистов — в рамках постдипломного образования преподаватели читали лекции, а слушатели подробно их записывали. После обучения, на рабочем месте, под управлением наставников создавались условия для выработки практических навыков.
В современных условиях информационной насыщенности, интенсивных изменений и лимита во времени, возникло требование формирования у участников новых навыков уже на стадии постдипломного образования. Дополнительного времени нет! На работе надо действовать, оперативно внедряя полученные навыки в бизнес-процессы. Обучение теперь проходит в интерактивном режиме, с упражнениями и ролевыми играми. Изменился облик преподавателя: из методичного и строгого профессора он превратился в энергичного и харизматичного бизнес-тренера, умеющего поднять энергию участников, заразить их духом развития, амбиций и движения вперед!
Так какой он – современный бизнес-тренер? Какие у него ценности и мотиваторы? Какими базовыми навыками он должен владеть? Обсудим эти вопросы в нашей статье: ценности определяют направление деятельности тренера, мотиваторы задают энергетическую наполненность, а навыки определяют способы действий.
Ценности бизнес-тренера
Бизнес-тренер должен быть интересен своим слушателям не только как профессионал, но, прежде всего, как человек, личность. Заметьте, на тренингах сидят успешные люди, с великолепной волей и яркой энергетикой. Тренер, вставший в центр группы, должен быть одним из них и, в тоже время, тем, кто заслужил право вести за собой.
Что делает тренера интересным для слушателей? Что помогает ему достойно стоять в центре группы, как говорится, «на амбразуре»?
По опыту знаю, что на тренингах людям интересно:
- видеть человека, обладающего внутренней свободой и раскованностью;
- общаться с уверенным в себе человеком;
- получить подтверждение, что оптимизм помогает жить на высоком качестве и строить успешную карьеру;
- стать участником позитивных взаимодействий в группе, почувствовать себя комфортно;
- подключиться к внутреннему состоянию развития, которым обладает тренер.
Внутренняя свобода и раскованность привлекают всегда и везде, и особенно на тренинге. В первые минуты общения люди настраивают свои «антенны» на особый «частотный канал», по которому они получают информацию о степени внутренней свободы тренера. Можно говорить умные и полезные вещи, но если тренер зажат и не свободен, слушать его не будут. И, наоборот, можно транслировать обычную информацию, но если эта информация сопровождается внутренней мощью свободы и спонтанной раскованности, тебя будут внимательно слушать, рассматривать, присоединяться к твоим словам, размышлять.
Люди «пьют» свободу, как целебный бальзам! Они нуждаются в этой энергетической «пище», как в воздухе! Потребность во внутренней свободе и раскованности – одна из базовых потребностей современных взрослых людей, облеченных властью и загруженных ответственностью.
Именно так: кроме получения новой информации и навыков, люди идут на тренинги, чтобы «подпитаться» пьянящего чувства свободного полета — пусть виртуального, символического, реализованного лишь в зоне информационного поля тренинга. Но этот свободный полет и нужен участникам!
Отлично, если для создания свободного пространства в обучении, тренер будет говорить:
- «У каждого – свое мнение и своя позиция!»
- «У Вас интересная идея, аргументируйте!»
- «Вы считаете по-другому, разверните свои размышления!»
Уверенность тренера в себе — также востребованная ценность. Сыграть уверенность нельзя, это должно быть реальное, истинное состояние. Если внутренней уверенности нет, рано или поздно в ходе тренинга обнаружится, что за внешней уверенностью скрывается слабость и неуверенность, и восстановить свое достоинство в группе будет очень трудно.
Представьте, что в два часа ночи у Вас случились неполадки со здоровьем, и Вы вызвали скорую помощь. В комнату вошел неуверенный доктор, стал Вас прослушивать и в замешательстве спрашивает: «Не знаю, что у Вас? То ли сердце, то ли желудок, а может быть, легкие…» Поверите Вы такому врачу? Пойдете за ним? Скорее не пойдете, но если и пойдете, то грустно и обреченно…
Так на тренинге – группа идет только за сильным и уверенным тренером-лидером.
Как возникает уверенность в себе? Опыт показывает, что в любой работе есть цель, вызывающая уважение у подавляющего большинства – это осознание своей миссии в Профессии и служение выбранному Пути. Мотивация Большого Дела всегда притягивает людей и создает базовую уверенность самому «носителю». Большое Дело всегда больше и объективнее маленького, единичного, субъективного «Я» конкретного человека, в том числе, и тренера. Если служение Большому Делу – глубинное и не наигранное, то «столб» коллективного бессознательного держит тренера и дает ему ураганную уверенность в себе: «Это нужно не только мне, это нужно другим! Я делаю важное дело, нужное людям!»
Великолепно, если тренер держится спокойно и с достоинством, не теряется при возражениях, со знанием дела разворачивая свою позицию. Тренер говорит:
- «Опыт показывает, что…»
- «Я продумал (а) этот вопрос. Мое мнение заключается в том, что…»
- «Для подкрепления своей позиции я готов (а) сформулировать такие аргументы…»
Оптимизм как вера в успех обучения — всегда лучше пессимизма и жесткой критичности со стороны обучающего. Если тренер будет только критиковать, пользуясь своим местом в центре, информация будет усваиваться у слушателей дольше, а навыки формироваться тяжелее. Правда, ограничиваться только «сладкой» похвалой тоже не следует: у учащихся будет снижаться мотивация, им будет непонятно, куда идти и к чему стремиться? Необходимо задавать цель и выражать оптимизм, что все обязательно получится! Усилия и активность всегда дадут свои позитивные результаты.
В условиях интенсивного погружения в содержание, особенно в начале тренинга, у многих людей возникает «каша в голове», которая только со временем структурируется в знания и опыт. Поэтому первую реакцию слушателей, связанную с информационной перегрузкой, нужно нейтрализовать оптимистичной уверенностью в том, что через определенное время они смогут применить свои знания в работе.
Если в результате тренинга у участников возникают «крылья за спиной», тренинг прошел правильно, процесс усвоения информации и формирования навыков запущен, и через латентный период эти знания и навыки обязательно проявятся на практике.
Тренер поддерживает слушателей:
- «Делайте, все у Вас получится!»
- «В обучении сначала – зона дискомфорта, потом возникает навык!»
- «Тяжело в учении – легко в бою!»
- С юмором: «Отступать нельзя! За нами – Москва!»
Позитивность как обязательная ценность бизнес-тренера давно принята всеми, к этому привыкли, этого ждут. Но и здесь есть, что обсудить. Важно, чтобы позитивность в общении тренера с участниками была искренняя, настоящая, что называется, от души и от сердца. Профессионально-технологичная и отстраненно-прохладная клиент-ориентированность не сработает: клиенты нуждаются в реальном позитивном принятии.
Здесь, однако, следует соблюдать такт и разумность. Нарушать «закон территории» и слишком сокращать дистанцию делового общения в сторону сближения, тоже не следует: люди будут чувствовать себя неловко.
Равно-уважительное, позитивное принятие тренером всех слушателей без исключения и без выделения «фаворитов», создает на тренинге необходимую атмосферу открытости и безопасности. Участники понимают, что они собрались не для рингов и конкуренции, а для обучения и обмена информацией. Все, кто делится опытом, и кто просто слушает, будут поддержаны, никто не будет унижен и оскорблен.
Раскрывая свое позитивное отношение ко всем, бывает, я говорю так: «Дикие животные во время пожара собираются вокруг водоема, чтобы напиться. В этот момент они не трогают друг друга, уважая право каждого на жизнь. Так и мы, собрались вокруг информационного потока, и будем подпитываться, не трогая друг друга!»
Если все же в группе вспыхивают конкурентные противостояния между неформальными лидерами, сохраняя самообладание и позитивное отношение ко всем, я обычно говорю: «Я – гарант безопасности! Мы договорились, что в этой аудитории мы взаимодействуем без желания воевать, нападать, брать в плен или отсиживаться в окопах. Бизнес-война – в офисах. Здесь – временное перемирие, чтобы получить информацию и навыки!»
После таких призывов участники успокаиваются и легко обмениваются опытом – начинает работать фактор «группового ресурса».
Состояние развития – важный фактор тренинга. Для того чтобы оно возникло у слушателей, нужен «живой носитель», транслирующий это состояние и заражающий им. Развитие – это стремление к высоким ценностям и целям, улучшение, движение, открытость, динамика, гибкость, конструктивность, удовольствие и радость. Если в центре стоит реально развивающийся человек, к нему можно подсоединиться, как к «розетке с энергией», перенять у него способы мышления и общения, стиль и манеру поведения. Такое «считывание» в условиях информационного погружения на тренинге перезагружает сознание слушателей и ускоряет позитивные изменения. В жизни и на работе достижение отличных и выдающихся результатов может происходить долго и с сопротивлением, на хорошем тренинге развивающий эффект достигается быстро и легко.
Нередко я говорю на тренинге: «У каждого человека – семь гениев! И наша задача реализовать хотя бы одного из них!»
Многие известные люди говорят про исключительную важность развивающего обучения:
- «Тренер поднимает ученика своей личностью», — говорит спортивный тренер Татьяна Тарасова.
- «Человеку доставляет удовольствие развивать способности, которыми его наградил Бог», — пишет Ганс Селье, автор концепции о стрессе.
Кроме заражения развитием на тренинге, слушателям необходимо удержать это яркое состояние и перенести его в работу. Если это удается, то после тренинга, на работе, легко организуются мозговые атаки и принимаются новые решения. Ощущение того, что любую проблему можно решить, «вытаскивая себя за волосы» и «обращаясь к своему серому веществу», создает чувство радости и уверенности, что любые трудности и испытания – только ступени роста!
Мотивация бизнес-тренера
Принимая во внимание традиционное деление мотиваторов на материальные и нематериальные, необходимо отметить, что именно нематериальные мотиваторы являются ведущими для бизнес-тренера. Разумеется, за свою работу тренер получает денежное вознаграждение, соответствующее его компетентности и стоимости на рынке, однако на первом месте для него выступают такие профессиональные мотиваторы, как потребности в осмысленности работы, самоактуализации, достижениях, лидерстве, новизне, творчестве и общении. Если нематериальные мотиваторы будут актуальными для тренера, качество его работы будет высоким, а, следовательно, его известность и стоимость на рынке будут повышаться.
Потребность в осмысленности работы – это потребность бизнес-тренера в собственной персональной миссии, реализуемой в профессии.
Если тренер не просто работает, но служит Большому Делу, это воодушевляет его и дает энергию, которая передается участникам на тренинге. Кроме того, миссия создает возможность построения персонального видения – «картинки» планируемого будущего, а, значит, ведущего направления, ключевых целей и конкретных задач в работе. Перечисленные мотивационные факторы способствуют внутренней концентрации тренера, его нацеленности на работу, самоотверженности и самоотдаче.
Это – не наигранный пафос и не просто красивые слова! Без концентрации и самоотверженности не будет позитивных результатов: специфика работы бизнес-тренера не терпит усредненности. Либо тренер работает ярко и уникально в сфере бизнес-образования для взрослых, либо лучше уйти в другие образовательные ниши, не требующие такой самоотдачи.
Кроме того, установка на реализацию своей миссии в работе дает много сил, необходимых в условиях интенсивных нагрузок при обучении, переездах и перелетах, если приходится работать, например, сначала в Краснодаре, а через несколько дней – в Барнауле. Адаптация тренера к новой группе, быстрое включение людей в обучение, создание свободной и творческой атмосферы с первых минут общения, поддержание интереса участников в течение всего цикла обучения и выход на эмоционально-позитивное завершение, — все эти обязательные условия тренерской работы выполняются с радостью, если у тренера есть профессиональная миссия.
Потребность в самоактуализации – это стремление бизнес-тренера к реализации своего Эго, своего личностного Я.
Нередко я говорю с юмором: «Из западных имен раньше в России знали только Фрейда, потом узнали Карнеги, теперь все знают Маслоу!» Но если говорить серьезно, потребность в самореализации, о которой в свое время писал Абрахам Маслоу, – ключевой мотиватор для любого специалиста, в том числе, и тренера.
Такая потребность возникает при наличии творческого потенциала, одаренности к тренерской работе. «Еще ничего не написано, меня никто не знает, но откуда этот бурлящий поток Я! Я! Я!» — примерно так писал юный Юрий Трифонов в своем дневнике. Сделать в своей жизни что-то важное и значительное, оставить после себя крупный результат, стать сильным, образованным и успешным, — эти цели ставит перед собой одаренный человек. С учетом специфики тренерской работы, их можно переформулировать так: провести отличный тренинг, написать яркие статьи и книги, стать известным, лучшим или одним из лучших в своей области — такие цели ставит перед собой бизнес-тренер.
Потребность в достижениях – это профессиональные амбиции тренера, его стремление к постоянному совершенствованию в работе, а также способность идти навстречу вызовам, возникающим в ходе профессионального развития. Тренерство – такой вид деятельности, где подтверждение своей компетентности требуется ежедневно, при каждом выходе в центр группы. И не только для молодых тренеров, начинающих свой профессиональный путь, но и для тренеров опытных и известных, у которых за плечами – успешные тренинги и интересные публикации. Как только тренер начинает успокаиваться и «почивать на лаврах», его карьера начинает идти на спад: всегда найдется слушатель, задающий каверзные вопросы и участник, аргументировано доказывающий, что тренер не прав!
Поэтому, если оказалось так, что тренер что-то не знает, после окончания тренинга он должен оперативно повысить свою компетентность – прочитать в Интернете или специальной литературе, расспросить коллег или экспертов из других областей, подумать, изменить свое мнение, исправить свою ошибку.
Потребность в лидерстве проявляется в желании осуществлять влияние, управление и контроль над ситуацией и другими людьми в условиях тренинга. По существу, такая потребность связана с наличием лидерского потенциала и организаторских способностей.
Лидерство тренера базируется на его высокой компетентности и опыте. Тренер должен владеть информацией примерно в четыре раза большей, нежели требуется для актуального контакта. Если тренер знает, как отвечать правильно, он уверенно демонстрирует свой профессионализм. Но даже если тренер сомневается при ответе, лучше не демонстрировать своего незнания, а сказать так: «Давайте обсудим эту точку зрения!» или так: «Есть ли другие мнения в группе?» В этом моменте лидирующий тренер сохраняет инициативу, обращаясь к групповому ресурсу – опыту и знаниям участников.
И, напротив, если тренер неуверенно отвечает на вопросы и со страхом реагирует на возражения, участники испытывают тревожность и сожаление, что они выбрали этот тренинг и этого тренера. По статистике, неудовлетворенный и разочарованный клиент расскажет двенадцати своим коллегам и друзьям о неудачном тренинге. Такое негативное «сарафанное радио» существенно снижает неформальный рейтинг тренера на рынке бизнес-образования. А это значит, что популярность тренера в скором времени снизится, а количество заказов уменьшится.
Потребность в новизне проявляется в желании бизнес-тренера постоянно получать новую информацию, новые впечатления, иметь активные контакты с новыми людьми.
Работа тренера – проектная работа, которая завершается при окончании тренинга. У тренера всегда – новые группы и новые участники, новые регионы и новые программы. В настоящее время, в условиях нестабильной экономики, когда уменьшаются бюджеты на обучение персонала, активно работают тренеры, имеющие широкую специализацию. Это значит, что тренер должен уметь не только проводить тренинги разных тематик, но и консультировать, давать интервью, писать статьи и книги.
В условиях стабильной экономики, когда активность заказов на обучение достаточно высока, чтобы избежать рутины, однообразия и «замыленности», тренер должен вводить в свои программы новые игры и упражнения.
Кроме новых технологических приемов, если у тренера развита потребность в новизне, он придумывает для себя новые внутренние установки, разогревающие его харизму. Желательно, чтобы такие установки были на злобу дня. Например, сейчас отлично звучат призывы к преодолению кризиса и сохранению оптимизма. При этом такие призывы нужно не только проговаривать, но и демонстрировать в своем настроении и поведении на тренинге. Свежесть, яркость и новизна всегда привлекают группу!
Потребность в творчестве проявляется в направленности тренера на решение новых, нестандартных проблем, разработку креативных программ, формулировку новых идей. В условиях тренинга полезны мозговые атаки по нерешенным вопросам, в которых участвует большинство слушателей, это придает тренингу поисковый характер и создает условия творческой свободы в группе.
Мозговая атака может быть не только групповой, но и индивидуальной. «Атакуй свою голову!» — такой призыв я услышала от одной из участниц. Другими словами, умей самостоятельно находить ответы на сложные вопросы, проявляя гибкость и креативность.
Потребность тренера в общении – это его способность активно коммуницировать с участниками в ходе тренинга, никогда не проявляя усталости и раздражения. Кроме того, тренер общается со слушателями в кофе-паузах и обеденном перерыве. Нередко именно в неформальных зонах слушатели задают самые интересные вопросы, и на них необходимо ответить.
На выездных тренингах во внеучебное время, когда организуются корпоративные тусовки, желательно, чтобы тренер принимал в них участие. В этом случае, правда, рекомендуется держать разумную дистанцию, не смешивая профессиональное и личное.
Прошел тренинг, но общение тренера со слушателями не заканчивается, теперь оно переходит в формат on-line. Тренер высылает дополнительные материалы, консультирует, отвечает на вопросы, разбирает кейсы. Нередко общение тренера с клиентами продолжается от нескольких месяцев до нескольких лет.
Навыки бизнес-тренера
Динамика творческого потока на тренинге обеспечивает погружение слушателей в развивающее состояние и трансляцию информации и опыта. Такие условия облегчают обучение серьезным, сложным темам за короткое время. Проще говоря, если люди забывают о своих рабочих проблемах и мобильных телефонах, и полностью вовлекаются в процесс обучения, — это один из лучших показателей эффективной реализации тренинга.
Учебно-развивающий, динамический процесс активного обучения на тренинге имеет семь стадий: начало контакта, подъем и мотивация, сопротивление и возражения, высшую точку полета, удовлетворение, успокоение и завершение. Наличие эффективных навыков позволяют тренеру на каждой стадии обучения быть в центре событий, выступая ключевым, «живым» фактором развития.
Начало контакта – 80% успеха тренинга
Перед началом тренинга люди собираются в учебную аудиторию. Они заняты своими делами: пьют кофе, разговаривают по телефону, что-то записывают, молчат, смотрят в окно и т.п. Каждый из них – отдельный человек со своей жизнью и своими заботами. За несколько минут до начала они рассаживаются по своим местам и постепенно настраиваются на обучение: выключают свои телефоны, листают раздаточный материал, с ожиданием смотрят на тренера. В этот момент у разных людей возникает общее состояние настройки на процесс обучения.
Наступает время тренинга и тренер выходит в центр. Приветственные слова тренера, то, как он выглядит, с каким настроением и выражением лица он предстает перед группой – эти факторы начинают работать на позитивный результат обучения с первых минут контакта с аудиторией. Пока еще нет полноценного слушания, люди только начинают отходить от своих дел и включаться в обучение. Они рассматривают тренера и стремятся его понять. Перед ними – «живая картинка» двигающегося и говорящего человека, с которым они проведут несколько часов или несколько дней.
Некоторые из слушателей знают тренера по его книгам и статьям, видели его фотографию на сайте компании или его персональном сайте. Другие не знакомы с тренером, видят и слышат его в первый раз. В любом случае, происходит общее знакомство тренера с группой и группы с тренером. Важно, что в эти 10-15 минут идет зарождение творческого потока, в котором инструментом и ведущим фактором является тренер.
Именно тренер должен «поднять» группу, сделать ее единым, целостным, коллективным субъектом и повести за собой. У людей должно возникнуть общее состояние движения к цели – получение информации, опыта и эмоционального состояния. Выходя с разогретым состоянием движения и развития, тренер заражает этим состоянием слушателей, погружая их в особую действительность, более насыщенную, интенсивную, плотную и яркую, нежели их жизнь и работа.
Итак, в момент начала тренинга тренер реализует навыки:
- Привлечения внимания группы
- Создание и удержания концентрации внимания слушателей на теме занятия
- Самопрезентации, вызывания интереса и доверия у слушателей
- Быстрого, оперативного знакомства и позитивного контакта
Подъем и мотивация
Стадия подъема и мотивации наступает сразу же после начала контакта и обычно продолжается до получаса. Увлекая за собой, тренер активизирует внимание слушателей, поднимает их энергию и мотивирует на обучение. На этой стадии тренинга формируется учебная мотивация участников: будет ли им интересна тема тренинга, смогут ли они проявить доверие к тренеру, оправдаются ли их ожидания? Или, наоборот, обреченно или с возмущением они поймут, что теряют время?
В случае успеха, тренер увидит заинтересованные глаза слушателей. В случае неуспеха, напротив, многие участники будут открыто демонстрировать раздражение и непринятие. И тех, и других можно понять: заранее оплачивая тренинг, они потратили деньги, как бы покупая «кота в мешке». Теперь они реально тратят жизненное и рабочее время. Конечно, как клиенты, они имеют полное право получить высококачественный учебный продукт!
Обращать внимание на невербальные сигналы необходимо в течение всего тренинга, но особенно, в начале и на стадии подъема: еще есть время гибко сменить тактику ведения группы, при необходимости к основной теме занятия добавить темы, интересные для большинства участников.
Поскольку тренер заражает слушателей своим состоянием, в первую очередь, он сам должен быть заинтересованным и мотивированным.
- Способность к разворачиванию своих знаний и опыта, четкость, логичность и структурированность в изложении материала и построении учебного занятия
- Способность заражать мотивацией к обучению и развитию
- Способность к постоянной диагностике состояния участников группы, наблюдательность, проницательность
- Гибкость, коммуникативность
- Способность консолидировать участников в единую группу
Сопротивление и возражения
Повторю: на любой стадии тренер – «живой» инструмент обучения на тренинге. Но особенно значима роль тренера на стадии сопротивления и возражений, которая проявляется на любом тренинге. Сопротивление и возражения – признак того, что стиль тренера и тема тренинга цепляют слушателей, не оставляют их равнодушными и отстраненными. Кроме того, многие участники именно через сопротивление и возражения освобождаются от мыслей о работе и включаются в тренинговый процесс.
Возражают всем, даже самым успешным и опытным. Бояться возражений не следует, напротив, необходимо радоваться возражениям! Позитивное отношение тренера к возражениям помогает ему сохранить уверенность, лидерскую позицию на тренинге и возможность продвигать свою тему.
Вместе с позитивностью тренеру важно также продемонстрировать силу характера, решительность и компетентность. Известно, что информацию по учебной теме нужно знать примерно в четыре раза больше, нежели заявлено в программе. В этом случае всегда есть возможность сформулировать дополнительный аргумент, привести яркий пример, разобрать кейс из практики работы конкретной компании.
Если тренер успешно преодолел возражения, люди признают его компетентность и авторитет, начинают раскрываться, вступать в активный диалог, задают вопросы, высказывают свое мнение и открыто делятся опытом. В результате, тренинг идет на свое восхождение, постепенно набирая темпы.
Если же тренер не справился с возражениями, все равно, необходимо «держать удар». Поскольку на горячем или «горящем» месте центра группы, в котором стоит тренер, его чувства и переживания становятся ярче и острее, нежели в обычной жизни, нередко возникает болезненное ощущение, что с тебя «сдирают живую кожу». Поэтому, имеет смысл все же справляться с возражениями – и людям интереснее учиться у компетентного тренера, и самому тренеру легче и приятнее вести группу слушателей, которые ему доверяют!
На этапе возражений тренер демонстрирует такие навыки:
- Разнообразный и широкий профессиональный опыт
- Адекватную самооценку, уверенность в себе
- Навыки позитивного мышления
- Способность к внимательному, активному слушанию
- Навыки работы с возражениями
- Навыки ведения дискуссии
Высшая точка полета
Если тренинг проходит в активном режиме и группа включена в интересную работу, все чувствуют радость и удовольствие от общего процесса. Наступает высшая точка полета! Происходит полное растворение в происходящем, люди забывают о работе, время летит незаметно. В конце учебного дня многие восклицают: «Как незаметно прошел день!»
Нередко в группе я сравниваю роль современного тренера с ролью древнего шамана: развести костер, побегать вокруг него, зарядиться энергией и драйвом, и бежать убивать мамонта (читай: привлекать клиентов).
На самом деле, мы все нуждаемся в расширении нашего самосознания, отлете от обыденной реальности, переживании измененного состояния, — и это происходит на хорошем тренинге. В таком состоянии растворения в тематическом и игровом содержании тренинга, формирование новых навыков идет легко, без напряжения, как будто при помощи «вживления», инъекции в организм человека.
Пережив высшую точку полета, люди меняются. Они пришли из своих офисов, «съеденные бизнесом», уставшие, измотанные, подавленные или раздраженные. А в моменте полета их глаза начинают светиться, лица разглаживаются, распрямляются позы, — вместе с обучение происходит обновление.
В таких моментах обучения на тренинге, бизнес-тренер должен владеть навыками:
- Лидерства, способности повести за собой
- Харизматичности, способности зарядить энергией подъема
- Высокой работоспособности и способности выдерживать интенсивные нагрузки длительное время
Успокоение – формулирование выводов
В конце занятия тренер всегда формулирует выводы по теме, а также перечисляет результаты тренинга. Довольно часто по кругу высказываются участники, они говорят о своих впечатлениях, профессиональных и личных результатах, которые они получили на тренинге.
Подведение итогов, как правило, происходит в спокойном режиме. Люди чувствуют удовлетворенность: день прожит не зря!
На этом этапе обучения тренер должен проявить навыки:
- Анализа, удержания и формулирования профессиональных и коммуникативных результатов, полученных на тренинге
- Позитивной оценки каждого участника, выделения успешных действий каждого слушателя
Завершение тренинга
Правильно построенный тренинг имеет завершение по типу «Крылья за спиной». Люди провели вместе день (или несколько дней), участвовали в дискуссиях, радовались, переживали, боролись, размышляли и т.п. Теперь, в момент перед тем, как расстаться, они должны выйти из учебной аудитории воодушевленные на подвиги и свершения! Они должны чувствовать силы и уверенность в себе, с оптимизмом смотреть в будущее и радоваться жизни!
В этом моменте я обычно говорю: «Все у нас получится! Все будет отлично! У каждого будут достижения!»
При завершении обучения тренер демонстрирует такие навыки:
- Проявления оптимизма при взгляде в будущее
- Подъема энергии
- Уверенности в позитивных результатах обучения
0
Смотрите также:
Бизнес «по-семейному» Журнал «Les nouvelles esthetiques», №2, 2006 г.
Теория поколений и управление персоналом в условиях кризиса Журнал «Мотивация и оплата труда», № 2, 2009 г.
Он и она Журнал «Les nouvelles esthetiques», №3, 2006 г.