Как не платить штрафы за «Платон» в 2021 году


Система «Платон» (аббревиатура от слов «плата за тонны») — это автоматическая система взимания платы с грузовых транспортных средств (ТС), имеющих массу свыше 12 тонн, перемещающихся по дорогам общего пользования в РФ, в счёт возмещения вреда, который такие транспортные средства наносят дорожному покрытию. Система также позволяет автоматически собирать данные о маршрутах движения транспортных средств, для последующего хранения и обработки (например, в целях составления детальной статистики, мониторинга движения или для выставления счетов за фактически пройденное расстояние, а также для формирования доказательной базы при административных правонарушениях).

История создания

Одной из ключевых предпосылок возникновения такой системы можно назвать состояние дорог в РФ. Качество покрытия федеральных и региональных трасс ухудшается с каждым годом, а восстановительные работы ведутся только за счёт налоговых поступлений (из бюджета).

Наиболее логичные решения данной ситуации:

  1. Введение дополнительного, фактически целевого, налога, который бы взимался с техники, которая наносит наибольший ущерб покрытию, то есть с грузового транспорта.
  2. Переход на платные дороги.

В действительности же на вооружение были взяты обе концепции. Отдельные участки трасс после ремонтных работ уже стали платными для проезда, а для коммерческого большегрузного транспорта была разработана система «Платон», которая подразумевает единую систему тарифов.

Летом 2013 года Правительство приняло Постановление № 504, которое предполагало взимание платы с большегрузного транспорта (разрешённая максимальная масса более 12 тонн) — 3,5 р./км пути.

В рамках реализации постановления в 2014 году Росавтодор объявил конкурс для выбора исполнителя.На роль исполнителя была выбрана российская (распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 2014 г.).

Инвестиции в создание системы составили около 30 млрд. р. (большая часть суммы была выдана в кредит Газпромбанком).

Запуск системы состоялся в конце 2015 года.

В течение первых 6 месяцев работы «Платон» собрал около 8 млрд. р. платежей. В системе было зарегистрировано почти 720 тыс. транспортных средств и более 248 тыс. грузоперевозчиков (включая логистические компании).

В 2021 году вступили в силу поправки в КоаП, которые позволили Ространснадзору автоматически выносить решения о штрафах для владельцев 12-тонников. В системе «Платон» был зарегистрирован миллионный грузовик.

На полученные средства в 2021 году было отремонтировано 700 км дорог и 31 мост.

С момента запуска системы до февраля 2021 года «Платон» перечислил в госбюджет боле 97 млрд. р.

Как работает система «Платон»

Система вводилась на территории страны поэтапно, и на сегодняшний день редко какой водитель грузового авто не знает, как она работает. На данный момент у водителей большегрузов есть два варианта оплаты: предоплата и постоплата. Размер взимается непосредственно за пройденное автомобилем расстояние, в конкретной сумме за каждый километр пути. Оплата возможна как при помощи разовых карт, так и посредством списания платы через бортовое устройство.

Запуск системы состоялся с установленной платой в 3,73 рубля за каждый километр. На сегодняшний день действуют льготные тарифы (1,53 рубля/км), принятые в феврале 2021 года. Нынешний год обещает быть сложным для дальнобойщиков и прочих владельцев авто, массой более 12 тон. Тарифы вновь вырастут до первоначальных позиций, и, возможно, будут еще больше.

Работа системы основана на слаженном взаимодействии всех подструктур и устройств. По закону, каждый водитель грузового транспорта, весом более 12 тонн, должен зарегистрироваться на официальном сайте проекта, и самостоятельно оплачивать передвижение по «платным» дорогам.

Отслеживание перемещения автомобилей и контроль за оплатой производится посредством онлайн наблюдения по спутникам GPS и ГЛОНАСС.

Непосредственно на дорогах проезд большегрузов контролируется с помощью контрольных рамок и передвижных комплексов. Пункты мобильного контроля – это автомобили, обозначенные логотипом системы, обычно – модели Лада Ларгус. Выявленный факт безоплатной езды грозит штрафом владельцу автомобиля.

Состав/структура системы «Платон»

Бортовые устройства. Устанавливаются непосредственно на машину и позволяют отслеживать местоположение и пройденный маршрут с помощью систем геопозиционирования (ГЛОНАСС/GPS). Данные о местоположении передаются посредством мобильной сети.

Устройства стационарного контроля. Специальные рамки и другие технические решения, устанавливаемые в контрольных точках непосредственно на трассах.

Служба мобильного контроля. Контроль ведётся представителями оператора на специально оборудованных для этого автомобилях. В отличие от стационарных точек контроля они могут оперативно менять свою локацию.

Информационная система и центры обработки данных (ЦОДы). Программно-аппаратная часть системы, отвечающая за автоматизацию расчётов и отслеживания.

Центры информационной поддержки пользователей и колл-центр. Обеспечивают решение спорных моментов, обработку входящих обращений и своевременное информирование пользователей. В информационных центрах можно подписать договор и получить бортовые устройства, произвести оплату счёта, произвести регистрацию в системе.

Сайт и мобильные приложения. Предназначены в первую очередь для регистрации новых пользователей, получения доступа к личному кабинету и оформления маршрутных карт. Кроме того, они обеспечивают другие возможности системы (своевременное информирование о тарифах, размещение официальных документов и т.д.).

Использование системы «Платон»

Чтобы стать участником сервиса владелец грузовика должен создать учетную запись в Реестре Системы взимания платы. Перевозчик обязан предоставить полные сведения и достоверную документацию, они попадут в единую базу оператора.

Как зарегистрироваться на платформе

Существует три способа создать Расчетную запись, чтобы добавить в Реестр собственные персональные данные и сведения об автомобиле.

1. Интернет-сайт

Оставьте заявку на компьютере или смартфоне, не покидая дома, понадобится паспорт и ПТС. Заполните все строки в бланке, впишите номер сотового и адрес электронной почты для связи. Для юридического лица и ИП пакет документов включает справку из органов налогового учета и свидетельство о регистрации деятельности. После подтверждения сможете работать в личном кабинете, а также вам направят цифровой персональный идентификационный код для обслуживания в терминале или круглосуточном контакт-центре.

2. Центр информационной поддержки пользователей

При посещении офлайн вы заполните два заявления – для владельца ТС и на машину. Граждане должны подтвердить личность и предъявить регистрацию по месту жительства или пребывания, а также копии документов на автомобиль. Для юридических лиц и ИП дополнительно потребуются свидетельство о постановке на учет в налоговых органах, разрешение на юридическую деятельность или индивидуальное предпринимательство. Успешная верификация позволит вам работать в личном кабинете, получать обслуживание и информационную помощь дистанционно.

3. Терминал самообслуживания

Можно не брать Бортовое устройство в эксплуатацию, а оплачивать каждую поездку отдельно по разовой Маршрутной карте. Ее регистрируют самостоятельно через терминал, процедура интуитивно понятна, цифровое меню подскажет алгоритм по шагам.

Узнать адрес ближайшего к вам центра информационной поддержки или терминала можно на официальном интернет-сайте «Платона» в меню «Центры обслуживания». Работает поиск по населенным пунктам.

Личный кабинет системы «Платон»

С момента подачи данных необходимо подождать до 20 дней, столько занимает верификация. Благополучное прохождение регистрации открывает доступ в личный кабинет. Он предоставляет посетителю сайта возможность выполнять ряд процедур в онлайн-режиме:

  • регистрировать или удалять из базы ТС;
  • изменять номер сотового телефона и e-mail адрес;
  • пополнять Расчетную запись и возмещать вред при помощи банковской карты;
  • активировать оповещения о низком балансе;
  • контролировать состояние счета и изменение баланса;
  • работать с Маршрутной картой– оформлять и отменять, оплачивать, уточнять сведения;
  • получать информационную поддержку от оператора.

Также опции личного кабинета системы «Платон» после верификации откроются в специальном мобильном приложении. Его можно скачать бесплатно через стандартный магазин приложений для сотовых телефонов iOS, Windows, Android.

Если вы получили уведомление о том, что «пользователь не верифицирован», проверьте, верно ли вы заполнили форму. Свяжитесь с сотрудниками колл-центра для консультации.

Принцип работы

Водители или владельцы транспортных средств могут выбрать одну из схем оплаты:

  • Авансовая. Применяется для всех новых пользователей и пользователей, не соответствующих требованиям, предъявляемым к оформлению постоплаты.
  • С постоплатой (отсрочка не позднее окончания следующего календарного месяца). Оформление выполняется только по отдельному заявлению пользователя при выполнении следующих требований: с момента регистрации ТС в системе прошло более 2 месяцев;
  • владелец проживает на территории РФ (юрлица должны быть зарегистрированы в РФ);
  • ТС оборудовано бортовым устройством;
  • в течение последних 6 месяцев отсутствуют просрочки по оплате;
  • нет задолженностей по оплате штрафов из-за движения без оплаты.

Транспортные средства массой свыше 12 тонн могут двигаться по дорогам общего пользования только после (любой из вариантов на выбор):

  • оформления маршрутной карты;
  • установки и активации бортового устройства.

Алгоритм взаимодействия с системой «Платон» при оформлении маршрутной карты будет выглядеть следующим образом:

  1. Пользователь регистрируется в системе (это можно сделать на сайте, через терминалы самообслуживания или в региональных информационных центрах).
  2. Выполняет авторизацию в личном кабинете и вносит данные о транспортном средстве.
  3. Оформляет разовую маршрутную карту.
  4. Вносит оплату одним из доступных способов.
  5. Транспортное средство может начинать своё движение.
  6. Контроль следования по маршруту осуществляется с помощью систем стационарного и/или мобильного контроля.

Бортовые устройства наиболее удобны при совершении регулярных рейсов, так как с ними не требуется оформлять маршрутные листы для каждой поездки. Алгоритм взаимодействия с системой при наличии бортового устройства (БУ):

  1. Регистрация в системе.
  2. Авторизация в личном кабинете, внесение данных ТС.
  3. Подписание договора безвозмездного пользования БУ в региональном Центре информационной поддержки (потребуется предоставить советующий пакет документов, будет отличаться для физических и юридических лиц, граждан РФ и иностранных граждан).
  4. Получение устройства (оно привязывается к конкретному транспортному средству и не может использоваться на других).
  5. Установка и подключение БУ к питанию (бортовой сети авто).
  6. Пополнение счёта клиента.
  7. Транспортное средство двигается по дорогам, все списания рассчитываются автоматически.
  8. Основное средство контроля — бортовое устройство, системы мобильного и стационарного контроля применяются как дополнительные.

Что делать, чтобы не платить штрафы за «Платон»

Чтобы избежать штрафа, у владельца фуры есть два варианта — оформлять маршрутную карту перед каждой поездкой или поставить бортовое устройство и регулярно пополнять баланс.

Оформить маршрутную карту перед выездом. Для этого зайдите в личный кабинет «Платона», откройте раздел «Маршрутные карты», создайте новую карту — в ней введите дату, точки маршрута и оплатите проезд.

Установить бортовое устройство. Закажите устройство на сайте «Платона», прикрепите к лобовому стеклу и подключите в прикуриватель.

Пополнить баланс перед выездом. Убедитесь, что на счете достаточно средств для оплаты проезда.

Следить за исправностью устройства. Обращайте внимание на индикаторы: спутниковую и мобильную связь, питание.

Тарифы и условия

Согласно постановлению Правительства № 504 от 2013 года (ещё до запуска системы) в качестве базовой ставки устанавливалось значение 3,5 р./км.

Но уже к моменту запуска ставка была пересмотрена — 3,73 р./км (постановление Правительства РФ № 474 от 2015 года). И в последующем она больше не менялась.

Однако, реальная ставка на период с 01.02.2020 г. по 31.01.2021 г. существенно ниже — 2,20 р./км. Это связано с применением корректирующего коэффициента 0,51, который зависит от индекса потребительских цен (постановление № 504 в редакции от 2019 года, согласно постановлению № 843).

Указанная плата не взимается с(со):

  • специальных транспортных средств, предназначенных для перевозки вооружения и военной техники;
  • транспортных средств, используемых для деятельности полиции, скорой помощи, пожарной охраны, военной автоинспекции и аварийно-спасательных служб;
  • транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (за исключением автофургонов).

Основание — ФЗ № 257 от 2007 года в актуальной редакции.

Санкции/штрафы

Первое нарушение — 5000 р. (применимо к собственникам ТС, для иностранных перевозчиков — к водителям).

Повторное нарушение — 10000 р.

Основание — статья 12.21.3 КоАП РФ.

Под нарушением понимается:

  • Движение с выключенным/неисправным БУ без оформления дорожной карты.
  • Движение при отсутствии денежных средств на счёте, необходимых для списания оплаты (за исключением ситуации с разрешённой постоплатой).
  • Если за ТС не закреплено БУ — движение без оформления дорожной карты.
  • При наличии дорожной карты — движение в дату или время, а также по маршруту, которые не соответствуют обозначенным в карте.

Способы оплаты / пополнения счёта

  • Наличными через терминалы оплаты в сетях партнёров (Евросеть, МКБ, Элекснет, QIWI, Сбербанк, Энерготранспбанк).
  • Банковским переводом по указанным реквизитам.
  • Со счёта банковской или топливной карты на сайте системы или в мобильном приложении.
  • Банковской картой в Центрах обслуживания или в терминалах самообслуживания.
  • Со счёта телефона через сервис МОБИ.Деньги.
  • С помощью других онлайн-сервисов (Сбербанк Онлайн, кошелёк QIWI, Элекснет Онлайн).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]