Система «Платон» (аббревиатура от слов «плата за тонны») — это автоматическая система взимания платы с грузовых транспортных средств (ТС), имеющих массу свыше 12 тонн, перемещающихся по дорогам общего пользования в РФ, в счёт возмещения вреда, который такие транспортные средства наносят дорожному покрытию. Система также позволяет автоматически собирать данные о маршрутах движения транспортных средств, для последующего хранения и обработки (например, в целях составления детальной статистики, мониторинга движения или для выставления счетов за фактически пройденное расстояние, а также для формирования доказательной базы при административных правонарушениях).
История создания
Одной из ключевых предпосылок возникновения такой системы можно назвать состояние дорог в РФ. Качество покрытия федеральных и региональных трасс ухудшается с каждым годом, а восстановительные работы ведутся только за счёт налоговых поступлений (из бюджета).
Наиболее логичные решения данной ситуации:
- Введение дополнительного, фактически целевого, налога, который бы взимался с техники, которая наносит наибольший ущерб покрытию, то есть с грузового транспорта.
- Переход на платные дороги.
В действительности же на вооружение были взяты обе концепции. Отдельные участки трасс после ремонтных работ уже стали платными для проезда, а для коммерческого большегрузного транспорта была разработана система «Платон», которая подразумевает единую систему тарифов.
Летом 2013 года Правительство приняло Постановление № 504, которое предполагало взимание платы с большегрузного транспорта (разрешённая максимальная масса более 12 тонн) — 3,5 р./км пути.
В рамках реализации постановления в 2014 году Росавтодор объявил конкурс для выбора исполнителя.На роль исполнителя была выбрана российская (распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 2014 г.).
Инвестиции в создание системы составили около 30 млрд. р. (большая часть суммы была выдана в кредит Газпромбанком).
Запуск системы состоялся в конце 2015 года.
В течение первых 6 месяцев работы «Платон» собрал около 8 млрд. р. платежей. В системе было зарегистрировано почти 720 тыс. транспортных средств и более 248 тыс. грузоперевозчиков (включая логистические компании).
В 2021 году вступили в силу поправки в КоаП, которые позволили Ространснадзору автоматически выносить решения о штрафах для владельцев 12-тонников. В системе «Платон» был зарегистрирован миллионный грузовик.
На полученные средства в 2021 году было отремонтировано 700 км дорог и 31 мост.
С момента запуска системы до февраля 2021 года «Платон» перечислил в госбюджет боле 97 млрд. р.
Как работает система «Платон»
Система вводилась на территории страны поэтапно, и на сегодняшний день редко какой водитель грузового авто не знает, как она работает. На данный момент у водителей большегрузов есть два варианта оплаты: предоплата и постоплата. Размер взимается непосредственно за пройденное автомобилем расстояние, в конкретной сумме за каждый километр пути. Оплата возможна как при помощи разовых карт, так и посредством списания платы через бортовое устройство.
Запуск системы состоялся с установленной платой в 3,73 рубля за каждый километр. На сегодняшний день действуют льготные тарифы (1,53 рубля/км), принятые в феврале 2021 года. Нынешний год обещает быть сложным для дальнобойщиков и прочих владельцев авто, массой более 12 тон. Тарифы вновь вырастут до первоначальных позиций, и, возможно, будут еще больше.
Работа системы основана на слаженном взаимодействии всех подструктур и устройств. По закону, каждый водитель грузового транспорта, весом более 12 тонн, должен зарегистрироваться на официальном сайте проекта, и самостоятельно оплачивать передвижение по «платным» дорогам.
Отслеживание перемещения автомобилей и контроль за оплатой производится посредством онлайн наблюдения по спутникам GPS и ГЛОНАСС.
Непосредственно на дорогах проезд большегрузов контролируется с помощью контрольных рамок и передвижных комплексов. Пункты мобильного контроля – это автомобили, обозначенные логотипом системы, обычно – модели Лада Ларгус. Выявленный факт безоплатной езды грозит штрафом владельцу автомобиля.
Состав/структура системы «Платон»
Бортовые устройства. Устанавливаются непосредственно на машину и позволяют отслеживать местоположение и пройденный маршрут с помощью систем геопозиционирования (ГЛОНАСС/GPS). Данные о местоположении передаются посредством мобильной сети.
Устройства стационарного контроля. Специальные рамки и другие технические решения, устанавливаемые в контрольных точках непосредственно на трассах.
Служба мобильного контроля. Контроль ведётся представителями оператора на специально оборудованных для этого автомобилях. В отличие от стационарных точек контроля они могут оперативно менять свою локацию.
Информационная система и центры обработки данных (ЦОДы). Программно-аппаратная часть системы, отвечающая за автоматизацию расчётов и отслеживания.
Центры информационной поддержки пользователей и колл-центр. Обеспечивают решение спорных моментов, обработку входящих обращений и своевременное информирование пользователей. В информационных центрах можно подписать договор и получить бортовые устройства, произвести оплату счёта, произвести регистрацию в системе.
Сайт и мобильные приложения. Предназначены в первую очередь для регистрации новых пользователей, получения доступа к личному кабинету и оформления маршрутных карт. Кроме того, они обеспечивают другие возможности системы (своевременное информирование о тарифах, размещение официальных документов и т.д.).
Использование системы «Платон»
Чтобы стать участником сервиса владелец грузовика должен создать учетную запись в Реестре Системы взимания платы. Перевозчик обязан предоставить полные сведения и достоверную документацию, они попадут в единую базу оператора.
Как зарегистрироваться на платформе
Существует три способа создать Расчетную запись, чтобы добавить в Реестр собственные персональные данные и сведения об автомобиле.
1. Интернет-сайт
Оставьте заявку на компьютере или смартфоне, не покидая дома, понадобится паспорт и ПТС. Заполните все строки в бланке, впишите номер сотового и адрес электронной почты для связи. Для юридического лица и ИП пакет документов включает справку из органов налогового учета и свидетельство о регистрации деятельности. После подтверждения сможете работать в личном кабинете, а также вам направят цифровой персональный идентификационный код для обслуживания в терминале или круглосуточном контакт-центре.
2. Центр информационной поддержки пользователей
При посещении офлайн вы заполните два заявления – для владельца ТС и на машину. Граждане должны подтвердить личность и предъявить регистрацию по месту жительства или пребывания, а также копии документов на автомобиль. Для юридических лиц и ИП дополнительно потребуются свидетельство о постановке на учет в налоговых органах, разрешение на юридическую деятельность или индивидуальное предпринимательство. Успешная верификация позволит вам работать в личном кабинете, получать обслуживание и информационную помощь дистанционно.
3. Терминал самообслуживания
Можно не брать Бортовое устройство в эксплуатацию, а оплачивать каждую поездку отдельно по разовой Маршрутной карте. Ее регистрируют самостоятельно через терминал, процедура интуитивно понятна, цифровое меню подскажет алгоритм по шагам.
Узнать адрес ближайшего к вам центра информационной поддержки или терминала можно на официальном интернет-сайте «Платона» в меню «Центры обслуживания». Работает поиск по населенным пунктам.
Личный кабинет системы «Платон»
С момента подачи данных необходимо подождать до 20 дней, столько занимает верификация. Благополучное прохождение регистрации открывает доступ в личный кабинет. Он предоставляет посетителю сайта возможность выполнять ряд процедур в онлайн-режиме:
- регистрировать или удалять из базы ТС;
- изменять номер сотового телефона и e-mail адрес;
- пополнять Расчетную запись и возмещать вред при помощи банковской карты;
- активировать оповещения о низком балансе;
- контролировать состояние счета и изменение баланса;
- работать с Маршрутной картой– оформлять и отменять, оплачивать, уточнять сведения;
- получать информационную поддержку от оператора.
Также опции личного кабинета системы «Платон» после верификации откроются в специальном мобильном приложении. Его можно скачать бесплатно через стандартный магазин приложений для сотовых телефонов iOS, Windows, Android.
Если вы получили уведомление о том, что «пользователь не верифицирован», проверьте, верно ли вы заполнили форму. Свяжитесь с сотрудниками колл-центра для консультации.
Принцип работы
Водители или владельцы транспортных средств могут выбрать одну из схем оплаты:
- Авансовая. Применяется для всех новых пользователей и пользователей, не соответствующих требованиям, предъявляемым к оформлению постоплаты.
- С постоплатой (отсрочка не позднее окончания следующего календарного месяца). Оформление выполняется только по отдельному заявлению пользователя при выполнении следующих требований: с момента регистрации ТС в системе прошло более 2 месяцев;
- владелец проживает на территории РФ (юрлица должны быть зарегистрированы в РФ);
- ТС оборудовано бортовым устройством;
- в течение последних 6 месяцев отсутствуют просрочки по оплате;
- нет задолженностей по оплате штрафов из-за движения без оплаты.
Транспортные средства массой свыше 12 тонн могут двигаться по дорогам общего пользования только после (любой из вариантов на выбор):
- оформления маршрутной карты;
- установки и активации бортового устройства.
Алгоритм взаимодействия с системой «Платон» при оформлении маршрутной карты будет выглядеть следующим образом:
- Пользователь регистрируется в системе (это можно сделать на сайте, через терминалы самообслуживания или в региональных информационных центрах).
- Выполняет авторизацию в личном кабинете и вносит данные о транспортном средстве.
- Оформляет разовую маршрутную карту.
- Вносит оплату одним из доступных способов.
- Транспортное средство может начинать своё движение.
- Контроль следования по маршруту осуществляется с помощью систем стационарного и/или мобильного контроля.
Бортовые устройства наиболее удобны при совершении регулярных рейсов, так как с ними не требуется оформлять маршрутные листы для каждой поездки. Алгоритм взаимодействия с системой при наличии бортового устройства (БУ):
- Регистрация в системе.
- Авторизация в личном кабинете, внесение данных ТС.
- Подписание договора безвозмездного пользования БУ в региональном Центре информационной поддержки (потребуется предоставить советующий пакет документов, будет отличаться для физических и юридических лиц, граждан РФ и иностранных граждан).
- Получение устройства (оно привязывается к конкретному транспортному средству и не может использоваться на других).
- Установка и подключение БУ к питанию (бортовой сети авто).
- Пополнение счёта клиента.
- Транспортное средство двигается по дорогам, все списания рассчитываются автоматически.
- Основное средство контроля — бортовое устройство, системы мобильного и стационарного контроля применяются как дополнительные.
Что делать, чтобы не платить штрафы за «Платон»
Чтобы избежать штрафа, у владельца фуры есть два варианта — оформлять маршрутную карту перед каждой поездкой или поставить бортовое устройство и регулярно пополнять баланс.
Оформить маршрутную карту перед выездом. Для этого зайдите в личный кабинет «Платона», откройте раздел «Маршрутные карты», создайте новую карту — в ней введите дату, точки маршрута и оплатите проезд.
Установить бортовое устройство. Закажите устройство на сайте «Платона», прикрепите к лобовому стеклу и подключите в прикуриватель.
Пополнить баланс перед выездом. Убедитесь, что на счете достаточно средств для оплаты проезда.
Следить за исправностью устройства. Обращайте внимание на индикаторы: спутниковую и мобильную связь, питание.
Тарифы и условия
Согласно постановлению Правительства № 504 от 2013 года (ещё до запуска системы) в качестве базовой ставки устанавливалось значение 3,5 р./км.
Но уже к моменту запуска ставка была пересмотрена — 3,73 р./км (постановление Правительства РФ № 474 от 2015 года). И в последующем она больше не менялась.
Однако, реальная ставка на период с 01.02.2020 г. по 31.01.2021 г. существенно ниже — 2,20 р./км. Это связано с применением корректирующего коэффициента 0,51, который зависит от индекса потребительских цен (постановление № 504 в редакции от 2019 года, согласно постановлению № 843).
Указанная плата не взимается с(со):
- специальных транспортных средств, предназначенных для перевозки вооружения и военной техники;
- транспортных средств, используемых для деятельности полиции, скорой помощи, пожарной охраны, военной автоинспекции и аварийно-спасательных служб;
- транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (за исключением автофургонов).
Основание — ФЗ № 257 от 2007 года в актуальной редакции.
Санкции/штрафы
Первое нарушение — 5000 р. (применимо к собственникам ТС, для иностранных перевозчиков — к водителям).
Повторное нарушение — 10000 р.
Основание — статья 12.21.3 КоАП РФ.
Под нарушением понимается:
- Движение с выключенным/неисправным БУ без оформления дорожной карты.
- Движение при отсутствии денежных средств на счёте, необходимых для списания оплаты (за исключением ситуации с разрешённой постоплатой).
- Если за ТС не закреплено БУ — движение без оформления дорожной карты.
- При наличии дорожной карты — движение в дату или время, а также по маршруту, которые не соответствуют обозначенным в карте.
Способы оплаты / пополнения счёта
- Наличными через терминалы оплаты в сетях партнёров (Евросеть, МКБ, Элекснет, QIWI, Сбербанк, Энерготранспбанк).
- Банковским переводом по указанным реквизитам.
- Со счёта банковской или топливной карты на сайте системы или в мобильном приложении.
- Банковской картой в Центрах обслуживания или в терминалах самообслуживания.
- Со счёта телефона через сервис МОБИ.Деньги.
- С помощью других онлайн-сервисов (Сбербанк Онлайн, кошелёк QIWI, Элекснет Онлайн).