Оказание транспортно-экспедиционных услуг: виды, ответственность исполнителя и права потребителя

Сегодня коммерческие грузоперевозки обходится без экспедитора нечасто, что, в принципе, вполне объяснимо.

Доставить груз, даже не выезжая за границу России, и только в прямом автомобильном сообщении — куда сложнее, чем просто довести его из пункта А в пункт Б: это и выбрать наилучший маршрут, и найти отвечающего всем требованиям перевозчика, и оформить перевозочные, и товаросопроводительные документы, и подготовить груз к отправке, и отследить его перемещение…

Всё это требует затрат времени и сил, избавить от которых призван экспедитор: будучи профессиональным участником рынка грузоперевозок, он осведомлен о сложившейся на нем ситуации (тарифы и пр.) и способен предугадать все возможные проблемы, которые могут возникнуть в ходе грузоперевозки.

Что такое транспортно-экспедиционные услуги

Услуги экспедитора — это принятие транспортно экспедиционной компанией обязательств по перевозке грузов любыми видами транспорта на усмотрение заказчика. В комплекс операций, связанных с экспедированием, входит:

  1. разработка маршрута;
  2. погрузка имущества клиента в транспортное средство, затарка в контейнер;
  3. доставка груза на ж/д станцию, в порт, аэропорт;
  4. заключение дополнительных договоров с транспортно экспедиторскими компаниями, работающими в регионах по пути следования;
  5. оплата тарифов перевозки;
  6. выгрузка и погрузка на каждом промежуточном этапе;
  7. заполнение транспортных накладных, других документов, необходимых для таможни, страховой компании и т.д.;
  8. предоставление транспортно экспедиторских услуг при перевозке опасных, ценных, тяжеловесных грузов;
  9. обеспечение охраны;
  10. организация временного хранения;
  11. разрешение нестандартных ситуаций, возникающих в процессе грузоперевозок.

Экспедиторская компания в постоянном режиме информирует грузоотправителя о реальном местонахождении груза, организует розыск в случае утери, фиксирует в страховых документах порчу. На складах консолидированного хранения от экспедитора перевозчика может потребоваться организовать переупаковку и паллетирование, проконтролировать взвешивание и маркировку товаров. Все эти и другие, оговоренные с заказчиком, операции экспедиторская компания производит самостоятельно, клиент же получает невредимый груз в пункте назначения.

Что это за сделка?

Справка. Транспортно-экспедиционные услуги — это услуги, предоставляемые некой компанией, по организации доставки груза в нужную точку.

Т.е. компания оказывает вам услуги, сопутствующие перевозкам, но при этом сама непосредственно ничего не перевозит. В Гражданском кодексе для отношений, возникающих в связи с осуществлением транспортной экспедиции, есть отдельная глава. ГК в ст.801 устанавливает:

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных, договором экспедиции услуг, связанных, с перевозкой грузов.

В результате договора фирма принимает на себя ответственность за:

  • Построение маршрута.
  • Заключение договоров на оказание транспортных услуг в сфере грузовых перевозок.
  • Организация погрузки и разгрузки, сопровождение грузов, хранение.
  • Формальности, оплата таможенных пошлин, страхование грузов.

Соответственно, заказчик освобождается от целого пласта работы. Необходимо отметить, что оказывать экспедиционные услуги могут только юридические лица, в то время как ограничений на их потребление нет.

Плюсы профессионального экспедирования

Основное преимущество компании экспедитора перед обычными перевозчиками — меньшая стоимость сервиса. Более привлекательное ценовое предложение основано на том, что тарифы на услуги транспортной экспедиции рассчитываются за всю грузоперевозку в целом. Клиенту не требуется заключать отдельные договоры с каждым региональным перевозчиком, подстраиваясь под сиюминутные изменения прайса. У крупного транспортного экспедитора фиксированная стоимость сочетается с отлаженной логистикой, что выгодно и удобно заказчику. Помимо этого очевидного преимущества есть и другие:

  • отсутствуют расходы на аренду подвижного состава;
  • организация мультимодальных перевозок;
  • упрощенный для клиента документооборот;
  • сокращение сроков оказания транспортно экспедиционных услуг;
  • консолидирование грузов на складах;
  • сохранность доставляемых грузов;
  • сопровождение опасных ADR грузов 1-7 классов.

Услуги экспедитора включают резервирование грузовых средств на конкретные даты, перевод документов на иностранные языки, прохождение таможенного контроля и многое другое. В обязанности транспортного экспедитора также входит контроль за соблюдением договорных обязательств, он следит за пломбированием и маркировкой контейнеров, работает с рекламациями. Все это выполняется в соответствии с правовыми нормами РФ и международными конвенциями о транспортной экспедиции.

Виды перевозочных средств, оплата и страхование

В зависимости от вида и объема грузов экспедитор по перевозке выбирает оптимальный вид транспорта или сочетание различных видов подвижного и вспомогательного состава. ТК «Директ Спец Транс» в своей работе использует:

  • автомобильный транспорт, включая еврофуры, тралы, авторефрижераторы;
  • контейнеры универсальные и специализированные;
  • железнодорожные вагоны и открытые платформы;
  • самолеты, другую авиационную технику;
  • речные и морские суда;
  • автокраны и манипуляторы.

Экспедиторские услуги и контейнеризация позволяют комбинировать способы транспортировки, чтобы снизить конечную стоимость доставки без ущерба товару. В дополнение к услугам экспедитора продукцию можно застраховать. Мы сотрудничаем с СК «Спасские ворота», чей рейтинг надежности находится на уровне А++. Практикуем разные формы взаиморасчетов: за наличные и с выставлением счетов (с НДС, без НДС), в российской и иностранной валюте.

Экспедиторские договоры

Чаще всего встречаются следующие:

  • Договор-заказ. Предполагается, что экспедитор имеет доверенность от клиента, при сохранении ответственности заказчика. Требуется не только компенсировать все расходы, понесенные при оказании услуги, но и оплатить соответствующее вознаграждение.
  • Договор комиссии. Эта схема предусматривает действия перевозчика от своего имени, но с перераспределением всех счетов клиенту. Он же оплачивает вознаграждение за объем проделанной работы. Учитывая личную ответственность экспедирования, выдача доверенностей не предусмотрена.
  • Агентский договор. Этот тип контракта предоставляет возможность действовать самостоятельно или от имени клиента с соответствующей доверенностью. Допускается даже схема, в которой часть сделки выполняется от имени экспедитора, а часть — от имени клиента фирмы.

Важно! В соответствии с вышеуказанными особенностями, транспортно-экспедиторские услуга может рассматриваться как самостоятельная деятельность, в которой экспедитор способен сам заключать договоры оказания транспортных услуг.
В этом случае спектр предоставляемых услуг не ограничивается исключительно перевозкой грузов, охватывая весь сопутствующий спектр.

При такой схеме экспедитор может сохранить для клиента втайне все расходы, понесенные в процессе взаимодействия с третьими лицами, участвующими в процессе перевозки. Все финансовые расчеты клиента производятся только с помощью экспедитора, указанного в договоре, который уже рассчитывается с третьими лицами. Такая схема подразумевает, что экспедитор сохраняет тайну своего дохода и список партнеров, с которыми организовано взаимодействие.

Транспортные услуги, к которым относятся авиационные и железнодорожные услуги, являются важной частью современной жизни. Наши эксперты подготовили для вас статьи, рассказывающие о правилах проезда ребенка в общественном транспорте и о подаче претензии или жалобы на водителя, в том числе , и на СДЭК и иную транспортную компанию.

Как правильно составить договор на оказание транспортных услуг?

Сталкиваясь с проблемой доставки товара, клиент ищет транспортную компанию и задумывается о том, как оформить ДОТУ и какие сведения понадобиться отобразить в данным документе? Участниками такого соглашения могут оказаться ИП, предприятия и физлица. Договор может оформляться на одну перевозку или на продолжительные взаимоотношения. По сути такое соглашение является типовым договором на предоставление услуг, с отсутствием специфических особенностей, отличающих такие соглашения от других.

Примечание.Чем точнее и детальнее в соглашении будут изложены требования и условия, тем легче они смогут осуществлять контроль процесса транспортировки груза и оценки результатов деятельности.

Заполнять документ требуется на листе А4. Договор не должен иметь ошибок, исправлений и зачеркиваний, как и подобное соглашение на предоставление услуг.

Алгоритм заполнения ДОТУ такой же, как любого другого соглашения, с отображением реквизитов сторон, их прав и обязательств друг перед другом, описания условий перевозок и их сроков, порядка приёма товара, расчёта за транспортировку, а также основания для разрыва сотрудничества.

Структуру документа рекомендуется сохранять, как в стандартном бланке ДОТУ с обозначением следующих разделов:

  • Предмет Договора.
  • Время начала действия.
  • Продолжительность предоставления услуг.
  • Права и обязательства сторон.
  • Алгоритм принятия и сдачи услуг.
  • Порядок расчёта за предоставленные транспортные услуги.
  • Ответственность сторон.
  • Порядок разрыва сотрудничества.
  • Заключительные условия.
  • Реквизиты сторон и подписи участников соглашения.

По желанию сторон название разделов и их последовательность можно корректировать и даже удалять, кроме существенных, а также, при потребности дописывать новые.

Обязательными разделами, заполняемыми в ДОТУ, являются:

1. Преамбула. Здесь заполняются реквизиты сторон, с указанием:

  • Для юр. лиц:
  • Название предприятия.
  • Должность и Ф.И.О. руководителя.
  • Основание, дающее право заключать соглашение.
  • Для физлиц:
  • Ф.И.О. участника соглашения.
  • Паспортные данные.
  • Адрес прописки.

В конце раздела заполняется стандартная фраза «заключили Договор о нижеследующем».

2. Предмет договора. В данном разделе излагается содержание соглашения. К примеру, «Исполнитель обязан по заявке Заказчика предоставлять услуги по перевозке и сопровождению груза, а Заказчику потребуется своевременно оплачивать выполненную работу». Также, в разделе можно описать дополнительные логистические или охранные услуги по договоренности сторон.

При нескольких этапах работы, понадобиться детально и как можно четче перечислить предоставляемые услуги.

Если перечень услуг слишком объемный, то на отдельном листе составляется спецификация услуг, с приложением составленной спецификации к основному ДОТУ в качестве неотъемлемой его части.

В этом же разделе можно отметить место предоставления услуг, а также возможность привлечения исполнителем третьих лиц для выполнения заказа.

3. Обязанности сторон. Это раздел является важным. В нем требуется прописать обязательства участников сделки. Стороны могут корректировать текст с учетом взаимовыгодных интересов для плодотворного сотрудничества. В разделе отмечаются обязанности Заказчика и Исполнителя.

4. Порядок выполнения услуг. Здесь отмечается порядок получения заказа, с указанием сроков его исполнения, а также порядок уведомления исполнителем о выполнении услуги. Кроме того, можно прописать способы разрешения спорных моментов.

5. Порядок расчетов. Этот раздел также занимает немаловажное значение при составлении ДОТУ. Порядок расчетов может быть отображен в договоре или на отдельном приложении, которое станет неотъемлемой частью основного соглашения. Суммы прописываются в цифровом значении и прописью. Также отмечаются сроки и способы осуществления платежей и возможность авансовой предоплаты.

6. Принятие выполненных услуг. В разделе обозначается каким образом фиксируется выполнение услуги и как предъявляются претензии по качеству их выполнения. Документом, подтверждающим факт исполнения транспортных услуг, может быть приемопередаточный акт.

7. Ответственность сторон. Здесь отображается текст, с перечислением ответственности за нарушение требований ДОТУ, согласно законодательным нормам РФ.

8. Срок действия договора. Раздел отображает время вступления соглашения в силу и продолжительность его действия. Формулировка, обычно, выглядит следующим образом: «договор вступает в силу с даты подписания и действует до исполнения всех условий обеими сторонами». Также здесь можно отметить условия досрочного разрыва сотрудничества, с указанием срока предупреждения о планируемом намерении.

9. Заключительные положения. Здесь отображается порядок рассмотрения спорных моментов межу сторонами. Порядок изменения условий соглашения, численность составленных экземпляров документа, положение о коммерческой тайне и пр.

10. Завершается составление ДОТУ заполнением раздела «Реквизиты сторон», где заполняются вся информация об участниках сделки и далее стороны подписывают документ с расшифровкой фамилий подписантов.

Подводя итого, можно отметить, что составление ДОТУ почти не отличается от подобного соглашения на прочие услуги. Структура документа и содержание пунктов, практически, такие же, как и в других подобных документах.

Чтобы наглядно ознакомиться с правилами составления транспортных договоров, рекомендуется просмотреть видео.

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. В рамках настоящего Договора Исполнитель на основании заявок обязуется предоставлять Заказчику транспортные услуги, а именно пассажирские перевозки легковым автотранспортом, в пределах территории г. .

1.2. Исполнитель осуществляет услуги по настоящему договору своими силами или силами третьих лиц с использованием собственных или арендованных легковых автомобилей.

1.3. Заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя по перевозке пассажиров, осуществляемые в рамках настоящего Договора, в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

2.1. Исполнитель обязуется:

2.1.1. В любое время суток обеспечивать предоставление необходимого количества технически исправных легковых автомобилей с водителями в указанные Заказчиком пункты и сроки.

2.1.2. До числа каждого месяца предоставлять Заказчику Акт приема-передачи услуг о выполненных за предыдущий месяц работах-перевозок, а также счет на оплату выполненных работ.

2.1.3. Гарантировать Заказчику предоставление указанных в п.1.1, п.1.2 настоящего Договора услуг по утвержденным тарифам в соответствии с Приложением №1 к настоящему Договору.

2.1.4. Информировать заказчика об изменении тарифов на услуги Исполнителя в письменном виде не позднее, чем за дней до введения действия новых тарифов. При этом Исполнитель оставляет за собой право в одностороннем порядке и без предварительного извещения Заказчика временно увеличивать размер тарифов в период общефедеральных праздников.

2.2. Заказчик обязуется:

2.2.1. Оплачивать услуги по настоящему договору в размере, в сроки и в порядке, предусмотренным настоящим Договором.

2.2.2. Гарантировать Исполнителю соблюдение пассажирами, перевозимыми Исполнителем по заказам Заказчика, правил дорожного движения, требований водителя, а также соблюдение ими общественного порядка. Исключается возможность нахождения пассажира в салоне автомобиля в состоянии сильного алкогольного опьянения, причинения последним вреда автомобилю, совершения иных действий, угрожающих безопасности водителя, других пассажиров и дорожного движения.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА

3.1. Заказчик, не менее чем за один час до предполагаемой поездки, осуществляет заказ легкового автомобиля через диспетчерскую службу Исполнителя. Заказы, оформленные позже указанных сроков, относятся к срочным и выполняются Исполнителем без гарантии наличия свободного автомобиля и соблюдения сроков начала поездки.

3.2. За 15 минут до предполагаемой поездки Исполнитель должен проинформировать Заказчика о деталях подачи автомобиля (марка, цвет, государственный номер автомашины).

3.3. Споры и разногласия, возникающие из настоящего Договора или в связи с ним, будут решаться представителями сторон путем переговоров. В случае не достижения согласия, спор передается на рассмотрение в судебные органы.

ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

4.1. Стоимость услуг, предоставляемых Исполнителем, определяется в соответствии с Приложением №1, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.

4.2. Расчеты между сторонами по настоящему договору происходят в следующем порядке:

4.2.1. В течение календарных дней с момента подписания настоящего договора Заказчик перечисляет на расчетный счет Исполнителя денежную сумму в размере рублей в качестве задатка за предоставляемые Исполнителем услуги.

4.2.2. Сумма задатка учитывается при расчетах между Исполнителем и Заказчиком, а остаток, оставшийся после расчетов, переносится на месяц, следующий за отчетным.

4.2.3. По окончании отчетного месяца, в срок до числа следующего месяца, Исполнитель выставляет Заказчику счет за выполненные услуги за отчетный период, а также предоставляет Акт приема-передачи услуг. Акт приема-передачи услуг подписывается сторонами в течение дней с момента получения Акта Заказчиком.

4.3. На основании положений гл.21 НК РФ, реализация услуг по настоящему Договору объектом налогообложения по НДС не является, сумма налога Заказчику не предъявляется, счета-фактуры по реализации услуг Исполнителя не составляются.

4.4. Оплата услуг Исполнителя по настоящему Договору может производиться Заказчиком следующими способами:

4.4.1. по безналичному расчету на расчетный счет Исполнителя по реквизитам, указанным в счете на оплату;

4.4.2. за наличный расчет в кассу Исполнителя.

4.5. Полная оплата услуг по настоящего Договору производится в срок не позднее числа каждого месяца за истекший месяц.

Бухгалтерская пресса и публикации

«Налоговый учет для бухгалтера», 2007, N 10

СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКСПЕДИРОВАНИЯ

При перевозке грузов часто необходимо выполнять дополнительные операции — перегрузку на другой транспорт, сопровождение груза и т.д. Часто эти функции берет на себя грузоотправитель (продавец), но при больших объемах реализации такая деятельность становится нерациональной, отвлекающей ресурсы фирмы от производства продукции.

В подобных случаях обычно нанимают организацию, специализирующуюся на таких услугах. Деятельность этих компаний является экспедиционной (от лат. expedition — отправление).

С такой организацией заключается договор транспортной экспедиции, целью которого является освобождение отправителей и получателей от несвойственных им обязанностей по организации и сопровождению грузоперевозочного процесса.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать определенные договором экспедиции услуги, связанные с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).

В соответствии со ст. 17 Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» требуется лицензия на следующие виды перевозок:

— перевозки морским транспортом грузов;

— перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;

— перевозки внутренним водным транспортом грузов;

— перевозки воздушным транспортом грузов;

— перевозки железнодорожным транспортом грузов.

Обращаем внимание, что все, о чем пойдет речь в этой статье, не относится к договорам, заключенным с фирмами, имеющими лицензию на оказание почтовых услуг (п. 2 ст. 1 Закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Следует отметить, что квалификация договора, а точнее сказать, характера хозяйственных операций, выполняемых по договору в рамках налогового учета, играет ключевую роль в определении применяемой в каждом конкретном случае системы налогообложения.

Главная проблема — это определение понятного для Налогового кодекса вида договора: либо это разновидность посреднической сделки (поручения, комиссии, агентирования), либо договор возмездного оказания услуг. Есть и третья позиция: представить данный договор как смешанный, то есть содержащий элементы различных договоров (ст. 421 ГК РФ).

Попробуем расставить все по местам.

Отношения, возникающие при применении договора транспортной экспедиции, регулируются гл. 41 Гражданского кодекса «Транспортная экспедиция», Законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Правила) и другими правовыми актами.

Сразу бросается в глаза, что посреднические договоры регулируются другими главами Гражданского кодекса (гл. 39 «Поручение», гл. 51 «Комиссия», гл. 52 «Агентирование»), то есть экспедирование выделено как отдельная форма договора. Поэтому экспедиция не может рассматриваться как разновидность одного из перечисленных выше договоров, хоть он и сходен по своему содержанию с договорами представительства. Экспедитор тоже оказывает клиенту услуги, подобные поручению, комиссии, агентированию. Однако предмет последних может быть не связан с перевозкой грузов, а в случае экспедирования предмет услуг обязательно связан с транспортной деятельностью. То есть налицо — главный квалифицирующий признак экспедиции — оказание комплекса услуг, связанных только с перевозкой груза.

Дополнительным отличием договора транспортной экспедиции от посреднических договоров является отсутствие обязанности экспедитора представить отчет клиенту об исполнении его поручения. Согласно п. 15 Правил такие данные представляются по требованию клиента.

Кроме того, поскольку договор транспортной экспедиции выделен в отдельный тип обязательств и является самостоятельным видом гражданско-правового договора (гл. 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция»), он не может быть квалифицирован как смешанный договор, не предусмотренный Гражданским кодексом.

Однако никто не запрещает преобразовать договор транспортной экспедиции: внести в него элементы других соглашений и заключить смешанный договор, но тогда следует строго соблюдать все требования, относящиеся к договорам, из которых привнесены элементы.

Таким образом, договор транспортной экспедиции есть договор о возмездном оказании услуг.

Типы договоров транспортной экспедиции

Рассмотрим типы договоров транспортной экспедиции.

Выполнение транспортных услуг самим экспедитором

Если экспедитор сам оказывает услугу, клиенту необходимо представить следующий пакет документов:

1) товарно-транспортные документы (по видам транспорта: автомашина — ТТН, отрывные талоны путевых листов, авиационная перевозка — авианакладная, ж/д транспорт — ж/д накладная). Например, для автомобильного транспорта, обычно применяемого при этом типе договора:

— третий экземпляр ТТН — формы N 1-Т (п. 47 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 N 12);

— отрывной талон путевого листа автомашины (п. 18 разд. 3 Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом»);

2) счет-фактуру экспедитора;

3) акт сдачи-приемки услуг.

Унифицированная форма акта сдачи-приемки услуг не установлена. В связи с этим стороны вправе сами разработать форму такого документа, учитывая нормы п. 2 ст. 9 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Первичный документ должен содержать перечень обязательных реквизитов, указанных в данной статье (наименование и дату составления документа, содержание хозяйственной операции и др.).

Документы должны отражать маршрут и расстояние перевозки, наименование и количество груза, модель автомашины. Так как отрывной талон и ТТН являются унифицированными формами, то следует заполнить все обязательные реквизиты.

В случае когда экспедитор сам оказывает услуги по перевозке, его доходом является выручка от оказания таких услуг (ст. 249 НК РФ). Данная сумма подлежит обложению НДС (ст. 146 НК РФ).

Дебет 51 Кредит 62 — 100 000 руб. — получены денежные средства от заказчика транспортно-экспедиционных услуг;

Дебет 62 Кредит 90 — 100 000 руб. — отражена выручка экспедитора;

Дебет 90 Кредит 68 — 15 254,28 — начислен НДС с выручки (18 процентов).

Экспедитор выступает посредником

В этом случае он заключает договоры с транспортными компаниями.

Мнение о том, что и в данном случае договор транспортной экспедиции является договором на возмездное оказание услуг, не находит подтверждения в письмах ФНС России. Право экспедитора привлекать третьих лиц для перевозки груза трактуется налоговиками как посредническая деятельность, что влечет применение для экспедитора схемы налогообложения посредника.

Письмо Минфина России от 16.10.2000 N 04-02-05/2 гласит, что в соответствии с Правилами о системе и общих требованиях обслуживания грузоотправителей и грузополучателей железными дорогами, утвержденными МПС России 16.11.1995 N ЦЭУ-348, транспортно-экспедиционное обслуживание — вид деятельности посредников (экспедиторов) по предоставлению грузоотправителю услуг, связанных с подготовкой продукции к перевозке: оформление перевозочных документов, заключение договора перевозки с транспортными предприятиями, расчеты с перевозчиком.

Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР, утвержденных Приказом МГА СССР от 16.01.1985 N 19 (п. 5.3.1) определено, что груз к перевозке принимается аэропортами и транспортно-экспедиционными предприятиями, выполняющими посреднические функции между отправителем и перевозчиком.

Поэтому в целях налогообложения следует учитывать приведенные выше нормативные акты, а также положения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ч. III разд. I, подгруппа 633), согласно которым к транспортно-экспедиционным услугам относятся, в частности, посреднические операции с фрахтом, посреднические операции с таможенной очисткой грузов, посреднические операции по фрахту грузового места на судне или в самолете и т.п.

Судебная практика по данному вопросу не однозначна.

Судебно-арбитражная практика. ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 18.06.2004 по делу N А56-20147/03 подтверждена позиция договоров транспортно-экспедиторских услуг как отдельного вида договоров возмездного оказания услуг, отличного от посреднических договоров. А именно: договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза; обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Следовательно, условия названных договоров транспортной экспедиции соответствуют требованиям ст. 801 Гражданского кодекса, а вывод налогового органа в оспариваемом решении о том, что услуги общества являются посредническими, ошибочен.

С другой стороны, есть и противоположные решения в пользу налоговых органов.

Судебно-арбитражная практика. В результате каждый выбирает сам — либо доказывать обособленную природу договора транспортной экспедиции, либо получить от экспедитора документы для правомерного принятия расходов по экспедированию при исчислении налога на прибыль. Таковыми документами, согласно Письму УФНС России по г. Москве от 05.04.2005 N 20-12/22797, могут быть: в части сумм, причитающихся в качестве агентского вознаграждения экспедитора, отчет агента; в части сумм оплаты (возмещения) стоимости конкретных услуг по перемещению груза — документы, установленные законодательством РФ для оформления операций по перемещению груза (складскими документами, железнодорожными накладными, актами выполненных работ и т.п.) (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.01.2004 по делу N Ф08-5071/2003-1971А).

Обязанность экспедитора представить документы следует прописать в договоре, так как представление отчета экспедитора (агента) в рамках транспортной экспедиции не является обязательным. Лишь в отдельном случае, когда экспедитор действует от своего имени при заключении договоров с третьими лицами, он обязан представить не полный отчет, а лишь копии договоров (п. 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ).

Более подробно перечень документов будет рассмотрен в разделе «Смешанные договоры транспортной экспедиции», так как он тоже относится налоговиками к посреднической деятельности и в этом случае схема расчета налогов, проводки и представляемые документы по ним одинаковы.

Нелишне будет сказать, что, учитывая сложившийся опыт выбора схемы расчета налогов для договоров, коих великое множество в Гражданском кодексе, следует отметить, что, обычно втискивая эти договоры в более узкие рамки Налогового кодекса, достаточно и просто похожести договора на тот или иной вид деятельности, указанный в Налоговом кодексе. Меняет ситуацию лишь письмо ВАС РФ, доведенное до налоговых инспекций по разнарядке, но пока такого письма нет.

Смешанные договоры транспортной экспедиции

На практике встречаются договоры транспортной экспедиции с включенными в них элементами других договоров (смешанные договоры). Экспедитор обязуется дополнительно оказать услуги (заключить договоры с другими фирмами) на проверку количества и качества товара, на проведение рекламной кампании и т.д. Отнесение смешанных договоров к посреднической деятельности в рамках Налогового кодекса на практике не вызывает никаких сомнений.

Если экспедитор действует от имени клиента, к договору транспортной экспедиции могут применяться положения о договоре поручения (гл. 49 ГК РФ), если от своего имени — положения о договоре комиссии (гл. 51 ГК РФ). Могут также применяться и нормы об агентском договоре (гл. 52 ГК РФ).

Часто возникает ситуация, когда экспедитор, действуя от имени клиента, при заключении договора с третьим лицом (например, железными дорогами) заключает договор от своего имени, и в результате в железнодорожной накладной грузоотправителем стоит имя экспедитора, а в счете-фактуре, выписанном продавцом, грузоотправителем значится, естественно, продавец, отгрузивший товар со своего склада экспедитору.

НДС по такому счету-фактуре справедливо не принимается налоговыми работниками к вычету. При исполнении подобных поручений необходимо четко определить, в рамках какого договора действует экспедитор — поручения или комиссии, от имени клиента или от своего имени он заключает договоры. То есть в зависимости от выбранной перевозчиком схемы работы он указывает в железнодорожной накладной грузоотправителем либо себя (договор комиссии), либо клиента, у которого взял груз на экспедирование (договор поручения). Вследствие отсутствия четкого нормативного понятия «грузоотправитель», указываемого в счете-фактуре, предпочтительнее грузоотправителя, указанного в накладной, отражать в счете-фактуре продавца. Таким образом, если экспедитор действует от своего имени, то он является грузоотправителем.

Пример 1. заключила договор с экспедитором ЗАО «Сигма» на доставку своего товара. В смешанном договоре на экспедитора возложены функции комиссионера. Он от своего имени заключает договор с железной дорогой на перевозку продукции . В железнодорожной накладной указывается грузоотправителем экспедитор ЗАО «Сигма», так как ЗАО заключило договор от своего имени. Тогда в счете-фактуре, выписанном ООО «Тополек», продавцом будет являться «Тополек», грузоотправителем — «Сигма». Если экспедитор заключает договор с железной дорогой от имени ООО, то в накладной грузоотправителем следует указывать ООО. Кроме того, в счете-фактуре грузоотправителем и продавцом также нужно написать ООО.

Для целей исчисления налога на прибыль доходом экспедитора является вознаграждение. При этом не должны учитываться доходы, полученные им в счет возмещения произведенных за счет клиента затрат (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Аналогично расходы, осуществленные экспедитором в интересах клиента при исполнении договора транспортной экспедиции, в том числе в виде сумм, уплачиваемых перевозчику, а также организациям, оказывающим погрузочно-разгрузочные работы, подлежат возмещению клиентом и не учитываются экспедитором при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (п. 9 ст. 270 НК РФ).

Тогда бухгалтер делает следующие проводки:

Дебет 51 Кредит 76 — 110 000 руб. — получены денежные средства от грузовладельца;

Дебет 76 Кредит 51 — 100 000 руб. — оплата услуг автотранспортным организациям;

Дебет 76 Кредит 90 — 10 000 руб. — выручка от организации услуг по перевозке груза;

Дебет 90 Кредит 68 — 1525,50 — начисление НДС с выручки экспедитора.

В этом случае клиенту экспедитор должен представить:

1. Отчет, в котором следует указать:

— суммы, полученные для исполнения поручения;

— суммы вознаграждения;

— суммы, использованные на исполнение поручения.

К отчету должны быть приложены товарно-транспортные документы, копии договоров с третьими лицами (а если договоры заключались от имени клиента, то оригиналы), копии платежных документов, а также других первичных документов (в зависимости от цели расходования средств клиента), счет-фактура. Данный отчет является основанием для отражения клиентом услуг экспедитора.

Пример 2. Для железнодорожного транспорта (как наиболее часто применяемого в этом случае) это могут быть:

— копия договора с ОАО «Российские железные дороги»;

— копия железнодорожной накладной;

— копия железнодорожной квитанции разных сборов;

— копия счета-фактуры ОАО «Российские железные дороги».

2. Счет-фактуру, выписанный экспедитором на сумму своего вознаграждения, и перевыставленные счета-фактуры на сумму возмещаемых расходов.

Доверенности

Также хотелось бы обратить внимание на оформление доверенностей. В практике транспортно-эспедиционных отношений встречаются случаи, когда покупатель, заключив договор транспортной экспедиции, выдает доверенность от своего имени работнику экспедиционной компании, по которой он получает товар у продавца.

Доверенность — это письменное уполномочие представительства (ст. 185 ГК РФ). Представительство может быть основано (ст. 182 ГК РФ):

— на доверенности (добровольном волеизъявлении, выраженном в договоре (поручение, комиссия и т.д.));

— на административном акте (например, представительство следует из должностной инструкции работника);

— на законе (представительство малолетних детей их родителями).

В таком случае не понятно, на каком основании выдается доверенность покупателем работнику экспедиционной компании (физическому лицу) в рамках заключенного договора транспортной экспедиции. Возникает «скользкая ситуация», когда можно доказывать, что физическое лицо (работник экспедиционной компании) сам осуществляет услуги для продавца отдельно от экспедиционной компании. И, как продолжение, могут возникнуть проблемы с учетом при расчете налогооблагаемой прибыли суммы расходов по договору транспортной экспедиции вследствие того, что по документам (доверенность, выданная продавцом работнику экспедиционной компании) услугу оказало физическое лицо, а не транспортно-экспедиционная компания. Дабы не создавать таких «скользких ситуаций», работнику лучше получать доверенность на основании административного акта (должностной инструкции) в той экспедиционной компании, где он работает.

В.С.Иванов

Аудитор

Подписано в печать

19.09.2007

————

Ответственность транспортно-экспедиторской компании

В первую очередь стоит подчеркнуть: закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» (статья 803 ГК РФ) устанавливает презумпцию вины экспедитора. Что это такое? Как презумпция невиновности, только наоборот. Экспедитор всегда и при почти любых обстоятельствах будет виновен в утрате груза. По договору, кроме ответственности за свои действия, он несёт ответственность за действия третьих лиц, поэтому их ошибки также нисколько не освобождают его от ответственности.

Статья 803 ГК РФ. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами настоящего Кодекса.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

При перевозке груза по территории РФ за утерянный, поврежденный, недостающий и т.д. груз, при доказанной вине фирмы, экспедитор должен выплатить владельцу полную стоимость груза — в размере либо объявленной, либо действительной (документально подтвержденной) стоимости.

Однако если перевозка осуществлялась в международном формате (т.е. выходила за пределы нашей страны), то ответственность экспедитора ограничивается двумя расчетными единицами за килограмм общего веса недостающего груза (по ).

Кроме того, вместе с возмещением реального ущерба экспедитор должен возместить клиенту и упущенную выгоду, вызванную утратой, недостачей или повреждением груза, и если это установлено договором транспортной экспедиции, вернуть ранее уплаченное вознаграждение.

Конечно, есть определенные обстоятельства, по которым экспедитора могут признать невиновным, но их формулировка несколько туманна «те, которые обладают в совокупности признаками чрезвычайности и объективной непредотвратимости». Что это за обстоятельства — до конца не понятно. Даже природные факторы не могут быть однозначным оправданием. Их, благодаря сводкам о местности и прогнозам погоды, в теории, можно было бы предугадать.

Однако, то, что на самом деле снимает с экспедитора ответственность — это упущения клиента: то есть неуказание им в заявке специфики груза, тех особых условий, которых требует его перевозка, предоставление неполных и недостоверных сведений о грузе.

Правда и тут закон успел несколько ужесточить правила игры. «Пакет Яровой» обязал экспедиторов перепроверять предоставленные клиентом данные на наличие всей необходимой информации, её правдивость и действительность всех свойств груза.

Внимание! Т.е. если в ходе оказания услуги всплывают неожиданные траты, которых нет в договоре, то они ложатся на плечи экспедитора. Это происходит потому, что именно он – лицо ответственное за контракт.

Права и обязанности Сторон

2.1. Обязанности Экспедитора

2.1.1. По настоящему договору Экспедитор обязуется по поручению Клиента и за вознаграждение организовать выполнение определенных настоящим договором комплекса транспортно-экспедиторских услуг, связанных с перевозкой, хранением и доставкой грузов номинированному Клиентом грузополучателю, а также осуществлять операции по таможенному оформлению грузов. 2.1.2. Дает Клиенту рекомендации по формулировкам транспортных условий внешнеторговых контрактов купли — продажи и по вопросам повышения эффективности перевозок за счет выбора рациональных маршрутов, снижения расходов по транспортировке, упаковке, погрузо-разгрузочным и другим операциям. 2.1.3. По поручению Клиента и за его счет осуществляет страхование перевозимых грузов Клиента. 2.1.4. Консультирует Клиента в вопросах сертификационного и фитосанитарного контроля грузов. 2.1.5. При выполнении положений настоящего договора Экспедитор обязан проявлять должную распорядительность в интересах Клиента, предоставлять Клиенту необходимую информацию о продвижении грузов и движении транспортных средств, вести учет экспедируемых грузов на складах и терминалах. 2.1.6. В целях организации каждой конкретной перевозки груза Клиент выдает экспедитору экспедиторское поручение, которое скрепляется подписью уполномоченного лица Клиента и печатью. Поручение Клиента считается принятым к исполнению на организацию перевозки после его акцепта Экспедитором (образец экспедиторского поручения прилагается). 2.1.7. В рамках поручения Клиента Экспедитор имеет право заключать договоры перевозки, перевалки и хранения груза от своего имени, но за счет Клиента. 2.1.8. При выполнении экспедирования по принципу «от двери до двери» экспедитор перед всеми третьими лицами принимает на себя обязательства Клиента, действующего за его счет. 2.1.9. Сообщает Клиенту обо всех обнаруженных недостатках и неточностях, содержащихся в документах, а также несоответствии сведений действительным характеристикам груза.

2.2. Права Экспедитора

2.2.1. При обнаружении недостаточности или несоответствия сведений, содержащихся в документах, предоставленных Клиентом, действительным характеристикам груза, Экспедитор вправе не приступать к выполнению поручения Клиента до момента получения необходимых документов и дополнительных инструкций. 2.2.2. Принимать от Клиента вознаграждение за выполненные поручения и платежи для расчетов с перевозчиками, морскими и речными портами, аэропортами, складами и терминалами железнодорожными и автомобильными терминалами и другими третьими лицами, участвующими в процессе перевозки. 2.2.3. Производить расчеты с привлеченными к выполнению поручений лицами. 2.2.4. При выполнении экспедирования по принципу «от двери до двери» Экспедитор вправе заключать договоры, способствующие осуществлению перевозки, от собственного имени или от имени Клиента 2.2.5. При возникновении веских причин, в целях защиты интересов Клиента, Экспедитор имеет право отклоняться от инструкций Клиента, касающихся перевозки груза, при этом, такое действие не влечет дополнительной ответственности Экспедитора. 2.2.6. Экспедитор вправе прекратить выполнение поручения по настоящему договору в случае возникновения препятствий со стороны государственных или муниципальных органов власти. 2.2.7. Экспедитор имеет право удерживать переданные ему Клиентом для экспедирования грузы и относящиеся к грузу документы. 2.2.8. В случае отказа номинированного Клиентом грузополучателя принять у Экспедитора доставленный груз, Экспедитор вправе, после извещения Клиента, выгрузить груз в любом, удобном для него месте, с отнесением всех рисков и расходов по этой операции на Клиента.

2.3. Обязанности Клиента

2.3.1. Клиент заблаговременно направляет Экспедитору инструкции, дополнительную информацию и необходимые документы для составления транспортных и товаросопроводительных документов в соответствии с заключенными договорами купли — продажи с указанием рассылки документов. 2.3.2. Клиент гарантирует, что описание и особенности груза являются полными и правильными. 2.3.3. Клиент гарантирует, что упаковка и маркировка груза, совершенная им, соответствует условиям перевозки, за исключением случаев, когда эта услуга выполняется Экспедитором. 2.3.4. В случае выдачи Клиентом поручения Экспедитору на транспортно-экспедиторское обслуживание опасных грузов или грузов, требующих соблюдения определенного температурного режима Клиент обязан предварительно согласовать с Экспедитором все необходимые условия такой перевозки. Экспедитор имеет право не принимать к обслуживанию такой тип груза. 2.3.5. Для подтверждения налоговой ставки 0 процентов по НДС Клиент предоставляет Экспедитору в течение одного месяца с даты отправления груза документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса РФ. 2.3.6. Выплачивает вознаграждение Экспедитору за выполнение предусмотренных настоящим договором услуг. 2.3.7. Выдает Экспедитору доверенность на представление интересов Клиента во всех государственных и муниципальных организациях, предприятиях и организациях всех форм собственности.

2.4. Права Клиента

2.4.1. Клиент может прорабатывать с Экспедитором транспортные условия контрактов купли-продажи с фирмами и заключать их на базисных условиях поставок. 2.4.2. Осуществлять контроль за продвижением переданного Экспедитору груза или за правильностью оформления документов для перевозки груза. 2.4.3. Отменить данное Экспедитору поручение, или отказаться от исполнения настоящего договора.

Форс-мажор

При наступлении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) Стороны имеют право приостановить исполнение обязательств по настоящему договору на срок действий таких обстоятельств. Ни одна из Сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств, если их неисполенение является следствием действия обстоятельств непреодолимой силы. В случае, если такие обстоятельства будут продолжаться более 30 дней, стороны вправе отказаться от исполнения своих обязательств по настоящему договору без предъявления каких-либо санкций за неисполнение договора. Достаточным подтверждением обстоятельств непреодолимой силы будет свидетельство Торгово-Промышленной палаты страны их возникновения.

Рассмотрение споров и Арбитраж

7.1. В случае возникновения у стороны настоящего договора претензии по ненадлежащему исполнению настоящего договора, то потерпевшая сторона обязана предъявить другой стороне претензию в письменном виде. 7.2. Сторона, предъявляющая претензию, обязана предоставить документальное подтверждение предъявляемых требований и обоснованный расчет требуемого возмещения. 7.3. Сторона, к которой предъявлена претензия, обязана рассмотреть ее по существу и направить мотивированный ответ в течение 30 дней с даты получения претензии. 7.4. Все споры и разногласия, возникающие из настоящего договора или в связи с ним, подлежат урегулированию путем переговоров. В случае невозможности урегулирования путем переговоров, споры и разногласия, вытекающие из настоящего договора или в связи с ним, без обращения в суды общей юрисдикции, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г. Москвы, при рассмотрении спора применяется материальное право Российской Федерации.

Налоговые риски по договору транспортной экспедиции

Не редки ситуации, когда, заключив договор транспортной экспедиции, стороны оформляют не экспедиторские документы (поручение и расписка), предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности», а транспортную накладную по форме, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». В транспортной накладной экспедитор указан в качестве перевозчика, фактически перевозчиком не являясь. В счет-фактуре экспедиторов НДС выставляется со всей суммы транспортных услуг, без разбивки на вознаграждение экспедитора и стоимость перевозки. Часто перевозчиками оказываются физические лица или индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС. В итоге, налоговая инспекция отказывает заказчику экспедиторских услуг в вычете НДС.

Последняя арбитражная практика по Северо-Кавказскому округу и другим судебным округам по делам об обжаловании отказа налоговых инспекций в вычете НДС по транспортно-экспедиционным услугам складывается не в пользу налогоплательщиков (Решение АС РО от 02.11.2017 по делу А53-7577/2017; Постановление АС СКО от 04.09.2017 по делу А53-10562/2016; Постановление 15 ААС от 29.09.2017 по делу А53-18968/16; Постановление 7 ААС от 12.10.2017 года по делу А27-5098/17, Постановление 9 ААС от 03.10.2017 года по делу А40-36278/17, от 22.09.2017 года по делу А40-17498/17).

Главный аргумент налоговой, поддержанный всеми судами: транспортные услуги оказывались не теми контрагентами, которые указаны в качестве перевозчиков в транспортных накладных, транспортные средства не принадлежали экспедиторам, водители, осуществляющие перевозки, не являлись работниками экспедиторов. Экспедиторы указывали себя в качестве перевозчиков в транспортных накладных и НДС выставляли со всей суммы оказанных услуг, без разбивки на стоимость перевозки и вознаграждение экспедитора. Но фактически услуги по перевозке оказывали физические лица или индивидуальные предприниматели, плательщики ЕНВД. Экспедиторы не предоставили копии договоров перевозки с третьими лицами, копии транспортных накладных, копии счетов-фактур перевозчиков. А без этих документов заказчик имеет право на вычет НДС только с вознаграждения экспедитора.

В постановлении от 29.09.2017 года по делу А53-18968/2016 Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд указывает, что элементы условия договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, экспедиторы могут по услугам третьих лиц, приобретаемым ими от своего имени и за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедиторам организациями, непосредственно оказывающим эти услуги, в порядке, предусмотренном для комиссионеров (агентов) Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137. В целях осуществления заказчиком вычетов по НДС, к первому экземпляру счета-фактуры прилагаются копии счетов-фактур, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов.

Если же перевозчик не является плательщиком НДС, то и права на вычет по этому НДС заказчик не имеет.

Интересно, что в этих же судебных актах арбитражные суды признали отказ налоговой принять расходы по перевозке грузов в рамках договоров транспортной экспедиции для целей налога на прибыль неправомерным, так как налоговые инспекции не опровергли несение реальных расходов на перевозку грузов.

Ставшие уже привычными аргументы налоговой о не проявлении должной осмотрительности, о нарушении контрагентами своих налоговых обязательств, о подписи неустановленных лиц на документах сами по себе в судах уже не работают. Эта судебная позиция согласуется со ст. 54.1 НК РФ: подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

Статья 54.1 НК РФ содержит условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога. Согласно п. 1 ст. 54.1 НК РФ, не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий: 1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога; 2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

В одном из последних писем ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/[email protected] «О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» подчеркивается, что пункт 2 указанной статьи содержит условия, только при соблюдении которых у налогоплательщика появляется право учесть расходы и вычеты по имевшим место сделкам, то есть установление факта нарушения налогоплательщиком данных условий является отдельным обстоятельством, при наличии которого налоговый орган отказывает налогоплательщику в учете расходов и вычетов. При этом налоговый орган отказывает налогоплательщику в учете расходов и вычетов при выявлении фактов нарушения хотя бы одного из установленных в пункте 2 статьи 54.1 НК РФ условий (подпункт 1 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ, если имеются доказательства наличия у налогоплательщика основной цели совершения сделки (операции) — неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) налога (сбора), и (или) подпункт 2 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ, если материалы проверки свидетельствуют, что товар (работа, услуга) исходят от иного лица, а не от заявленного контрагента).

То есть, для уменьшения налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога Налоговый кодекс предусматривает одновременное соблюдение условий, указанных и в пп. 1 и в пп. 2 п. 2 ст. 45.1 НК РФ, а в вышеуказанном письме ФНС РФ подчеркивает, что для признания налоговой выгоды необоснованной достаточно нарушения одного из этих условий. Куда повернет судебная практика, пока неизвестно.

Для избегания доначислений НДС налогоплательщикам при заключении и исполнении договоров транспортной экспедиции необходимо оформлять документы, предусмотренные Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, запрашивать у экспедиторов документы о собственниках транспортных средств и (или) копии договоров аренды транспортных средств, договоров лизинга транспортных средств, копии договоров перевозки, счетов-фактур и первичных учетных документов от фактических перевозчиков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: