Что такое бухгалтерская операция? Почему понятие бухгалтерская операция используется для расчета цены услуги по ведению бухгалтерского учета?


Московский государственный университет печати

4.

БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА. МЕТОД ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ

4.1.

Задание 9. Корреспонденция счетов бухгалтерского учета

На основании данных для выполнения задания 7. составьте бухгалтерские проводки по совершенным за период хозяйственным операциям.

4.2.

Задание 10. Определение содержания хозяйственных операций по их бухгалтерским проводкам

Восстановить содержание хозяйственных операций по имеющимся проводкам (табл. 4.1):

Таблица 4.1

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета

№ п/п Содержание хозяйственной операции Проводка
Дт Кт
1 23 70
2 20 28
3 70 50
4 51 66
5 70 68
6 20 69
7 69 51
8 68 51
9 50 51
10 20 10

4.3.

Задание 11. Взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета и бухгалтерским балансом за отчетный период

    1. Составьте бухгалтерский баланс предприятия на 1 ноября 200_ г. по данным, приведенным в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Остатки по счетам на 1 ноября 200_ г.

Наименование счетов Сумма, тыс. руб.
Материалы 6000
Расчеты с поставщиками и подрядчиками (кредиторская задолженность) 1000
Расчетный счет 25000
Касса 500
Расчеты с персоналом по оплате труда 2000
Готовая продукция 1000
Уставный капитал 70000
Расчеты с подотчетными лицами 200
Резервный капитал 1700
Основные средства 42000
    2. Составьте необходимые бухгалтерские проводки к хозяйственным операциям, перечисленным в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Журнал регистрации хозяйственных операций за ноябрь 200_ г.

Содержание операций Проводка Сумма, тыс. руб.
Д-т К-т
1. Оприходованы на склад поступившие от поставщиков материалы 1300
2. Перечислено в оплату счетов поставщиков 2000
3. Отпущены материалы в основное производство для изготовления продукции 1650
4. Начислена заработная плата рабочим основного производства за изготовление продукции 3000
5. Возвращены на склад не использованные в производстве материалы 120
6. Приобретены агентом отдела материально-технического снабжения материалы за счет подотчетных сумм 130
7. Удержан из заработной платы агента невозвращенный остаток подотчетных сумм 70
8. Получено в кассу для выдачи заработной платы и на командировочные расходы 5130
9. Выданы:
9.1. заработная плата персоналу 4930
9.2. под отчет директору на расходы по командировке 180
10. Сдана на расчетный счет излишне полученная сумма на командировочные расходы ?
11. Сдана на склад из производства готовая продукция 1500
    3. На основе данных таблиц 4.2 и 4.3:
    • открыть счета бухгалтерского учета;
    • отразить на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции способом двойной записи;
    • подсчитать обороты и конечные остатки.

    4. По данным конечных остатков счетов составить баланс на 1 декабря 200_ г.

4.4.

Задание 12. Отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете

На основании бухгалтерского баланса на начало отчетного периода, составленного по данным задания 6, откройте необходимые бухгалтерские счета, запишите в них операции за месяц, выведите конечные остатки и составьте заключительный баланс в форме № 1 «Бухгалтерский баланс» (приложение 1) и оборотную ведомость.

Таблица 4.4

Журнал регистрации хозяйственных операций за _______200_ г.

Содержание операций Проводка Сумма, тыс. руб.
Д-т К-т
1. По чеку получено в банке на хозяйственные нужды и для выдачи заработной платы 300
2. Поступило на расчетный счет задолженность покупателей 1250
3. С расчетного счета оплачены счета поставщиков за полученные материалы 645
4. Частично погашена краткосрочная ссуда банка 290
5. Оприходованы материалы, полученные от поставщика 420
6. Списаны на нужды основного производства материалы 500
7. Перечислена с расчетного счета задолженность органам социального страхования 65
8. Согласно авансовым отчетам отнесена на производство задолженность подотчетных лиц 3

Решение осуществить на схемах счетов (табл. 4.5) и в оборотной ведомости (табл. 4.6) следующей формы:

Таблица 4.5

Номер и наименование счета

Дт Кт
Оборот Оборот

Таблица 4.6

Оборотная ведомость по синтетическим счетам за _______ 200_ г.

Номер счета Сальдо на начало периода Оборот за период Сальдо на конец периода
Дт Кт Дт Кт Дт Кт
01
02
…..
…..
…..
…..
…..
ИТОГО

4.5.

Задание 13. Синтетические и аналитические счета бухгалтерского учета

На счетах синтетического и аналитического учета отразите остатки по счетам (табл. 4.7), операции за месяц (табл. 4.8); произведите сверку аналитического и синтетического учета с помощью оборотных ведомостей; выведите остатки на конец месяца.

Таблица 4.7

Остатки по счетам на 1 марта 200_ г.

Наименование счетов Сумма, усл. ден. ед.
Материалы 30000
в том числе:

бумага

15000

картон

10000

краска

5000

в том числе

черная краска 200 кг по 10 усл. ден. ед. 2000
красная краска 200 кг . по 15 усл. ден. ед. 3000
Расчетный счет 60000
Расчеты с поставщиками и подрядчиками 25000
в том числе:

ОАО «Лидер»

12000

ОАО «Альфа»

7000

ООО «Колор»

6000

Таблица 4.8

Журнал регистрации хозяйственных операций за март 200_ г.

Содержание операций Проводка Сумма
Д-т К-т
1. С расчетного счета оплачены счета объединения «Лидер» 10000
2. С расчетного счета оплачены счета 500
3. Акцептованы счета ООО «Колор» за поступившую краску:

-черная краска 300 кг по 10 усл. денежн. ед.;

-красная краска 260 кг по 15 усл. денежн. ед.

3000

3900

4. С расчетного счета оплачены счета ООО «Колор» 13000
5. Печатному цеху отпущены со склада:

— черная краска 400 кг по 10 усл. денежн. ед.

— красная краска 250 кг по 15 усл. ден. ед.

4000

3750

ИТОГО 42750

Открыть карточки аналитического учета на каждый вид материалов и по каждому поставщику.

Схема счета 40817 «Физические лица»

Таблица 1.

Корреспон- дирующий счетОперации, отражаемые по дебету
счета 40817
Операции, отражаемые по кредиту
счета 40817
Корреспон- дирующий счет
Кредит счетаСальдо начальное (СН
) –остаток денежных средств на карточном счете клиента – физического лица.
Дебет счета
20202Получение денежных средств в кассе банка-эмитента карты (снятие наличных).Внесение денежных средств физическим лицом в кассу банка, выпустившего платежную карту.20202
20208Получение наличных денежных средств в банкоматах и платежных терминалах этого же банка (банка-эмитента).Перечисление денежных средств на карту с депозитного счета, открытого в этом же банке.42301-42307
30233Получение наличных денежных средств в банкоматах и платежных терминалах других банков (участников этой же платежной системы).Зачисление суммы заработной платы, если счет работодателя открыт в этом же банке.401-408
45501-45510Выплаты основного долга по ранее взятому кредиту в этом же банкеПоступления на карточный счет платежей из других банков.30102
70601Выплаты процентов по ранее взятому кредиту в этом же банке.Предоставление кредита по кредитной карте или зачисление валюты кредита в соответствии с кредитным договором.45501-45510
30233, 30232Приобретение товаров, работ и услуг в предприятиях розничной торговли. Перевод клиентам других банков.Внесение денежных средств владельцев карты в платежном терминале этого же банка.20208
40817Перевод денежных средств клиенту этого же банка.Внесение денежных средств наличными владельцем карты в банкоматах и платежных терминалах других банков (участников этой же платежной системы).30233, 30232
70601Уплата комиссионных и иных платежей в пользу банка за обслуживание.Зачисление рублевого эквивалента при продаже клиентом-держателем карты иностранной валюты .47405
47405Перечисление рублевых средств для приобретения иностранной валюты в этом же банке.Зачисление клиенту рублевого эквивалента от продажи драгоценных металлов с обезличенного металлического счета.20309
20309Приобретение клиентом драгоценных металлов для зачисления на обезличенный металлический счет в этом же банке.Зачисление клиенту денежных средств от продажи его ценных бумаг на фондовом рынке.47403
47403Приобретение клиентом ценных бумаг на фондовом рынке.

Ошибки в первичных документах

В первую очередь, первичные документы должны содержать правильно указанные обязательные реквизиты. По мнению Минфина, налогоплательщик может учесть расходы по первичке, если она содержит только несущественные ошибки.

Такие ошибки не должны препятствовать точному установлению продавца и покупателя, наименованию товаров и их стоимости, других обстоятельств документируемого факта хозяйственной жизни (из письма Минфина от 4 февраля 2015 года № 03-03-10/4547).

К сожалению, типичная обтекаемая формулировка объяснения чиновников часто не дает возможности четко понять, какие именно неточности или ошибки в первичных документах будут признаны несущественными.

Например, является ли несущественной ошибкой, если в наименовании налогоплательщика указаны строчные буквы вместо заглавных? В другом своем письме — от 02.05.2012 № 03-07-11/130 Минфин указал, что такие ошибки, как замена заглавных букв строчными и наоборот; перемена букв местами; неверное указание организационно-правовой формы не являются препятствием для идентификации налогоплательщика (при верно указанном ИНН и других реквизитах).

А вот существенными для первичных документов могут быть признаны следующие ошибки:

  • арифметические ошибки (неправильно указана стоимость/ количество товара или сумма налога);
  • разные наименования одного и того же товара (например, в спецификации к договору поставки конфеты названы «Конфеты вафельные в шоколаде», а в накладной – «Мишка на севере»);
  • неточные названия должностей тех, кто подписывает первичные документы (к примеру, в доверенности указано «Заместитель генерального директора», а в акте приемки – «Заместитель директора»);
  • суммы в цифрах не совпадают с теми же, но указанными прописью (вместо 155 000 руб. (сто пятьдесят пять тысяч рублей) написано 155 000 руб. (пятьдесят пять тысяч рублей).

Налоговая инспекция может не принять расходы по таким первичным документам, проблемы возможны и у контрагента при вычете НДС.

Исправлять первичные документы можно только корректурным способом (неправильный текст зачеркивается одной тонкой чертой, а сверху надписывается правильный текст). Исправления сопровождаются надписью «Исправлено», датой и подписями ответственных лиц. Недопустимы исправления приходных и расходных ордеров, банковских документов и БСО. Их надо составлять заново.

Обращайте внимание на то, чтобы первичные документы подписывались в период действия выданной на их подписание доверенности, иначе проверяющие посчитают, что документы подписал неуполномоченный на то сотрудник. То же самое надо отслеживать и относительно подписей на вашей первичке представителей контрагентов: выданные им доверенности должны быть актуальными.

При оформлении первичных документов надо быть внимательным не только к их заполнению, но и к соответствию их дат и других реквизитов другим документам, например, договорам и счет-фактурам. Так, спорным будет вычет НДС по счет-фактуре, составленной раньше товарной накладной.

Вопросы у налоговых органов вызовут накладные или акты, подписанные раньше договора, исполнение которого подтверждают первичные документы. Из этой ситуации есть выход, предусмотренный пунктом 2 ст. 425 ГК РФ: указать в тексте договора такую оговорку «Условия настоящего договора применяются также к отношениям сторон, возникшим до его заключения».

Или, например, в акте указано, что работы выполнены в период с 10 по 30 марта, в то время как в договоре срок работ установлен как с 10 по 30 апреля. В этом случае можно составить дополнительное соглашение к договору, где указать фактический срок выполнения работ или в самом акте указать, что работы были выполнены досрочно.

Подрядчикам надо быть внимательным при подписании заказчиком актов о выполнении работ. Если по договору подряда привлекались субподрядчики, то акты с ними подрядчик должен подписать до того, как работы будут сданы заказчику. При несоответствии этих дат налоговики могут посчитать расходы на субподрядчика необоснованными и не признать их при расчете налоговой базы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]