Инструкция по оформлению акта закупки у физического лица


Почему физические лица вправе участвовать в закупках по 44-ФЗ

В торгах принимают участие не только организации и индивидуальные предприниматели, но и физические лица без образования ИП. Об этом прямо говорится в п. 4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ. Если у гражданина есть возможность предложить товары, работы или услуги, он вправе участвовать в закупках. 44-ФЗ не устанавливает определенных правил для закупок у физических лиц. Главное условие — соблюдать положения Федеральной контрактной системы и требования конкретной закупочной документации.

Гражданское законодательство не препятствует физлицам заниматься предпринимательством без регистрации ИП. Запрещено незаконное ведение предпринимательской деятельности (ст. 171 УК РФ). Это значит, что заниматься коммерцией без учета и лицензирования, если эти условия являются обязательными, нельзя. Для нарушителей, причинивших крупный ущерб и заработавших на нелегальной деятельности более 2 250 000 рублей, грозит административная ответственность (штраф до 300 000 рублей или в размере дохода за период до 2 лет, обязательные работы до 480 часов или арест до 6 месяцев).

Следите за изменениями по закупкам с помощью КонсультантПлюс!

Настройте индивидуальный профиль и получайте сообщения о новостях и поправках сразу, как они появляются в системе. А пояснения экспертов и сравнение редакций НПА помогут понять запутанные формулировки и разобраться в новых правилах. Попробуйте бесплатно!

Получить бесплатный доступ к материалам КонсультантПлюс на 2 дня

В каких закупках физлица не участвуют

Некоторые закупки физическим лицам недоступны. Такой поставщик не сможет подать заявку для следующих заказов:

  1. Если торги только для субъектов малого предпринимательства. Физическое лицо не является СМП и принимать участие в торгах он не вправе. Заказчик откажет физлицу без рассмотрения.
  2. Если заказчик установил требование о лицензировании. Гражданин не получает лицензию на предпринимательскую деятельность, значит, участвовать в таких тендерах ему нельзя.
  3. Если выполнять работы и оказывать услуги обязан поставщик из числа членов саморегулируемой организации (СРО). Аналогичная ситуация — граждане не становятся членами СРО.

Когда деятельность не требует лицензирования и регистрации ИП, гражданин вправе принимать участие в закупках от своего имени и предлагать товары, работы и услуги.

Как оформляется такая закупка

Особых правил для оформления документов заказа в случае допуска физлиц не предусмотрено. Заказчик перечисляет в закупочной документации и извещении документы, которые требует от поставщиков, и прикладывает рекомендуемую форму заявки на участие в закупке.

У физических лиц нет уставных или регистрационных документов, у него есть только персональные регистры. Они демонстрируют заказчику:

  • Ф.И.О. и адреса прописки и проживания вместо наименования поставщика и его юридического и фактического адреса;
  • паспорт (копию всех 20 страниц) вместо выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • ИНН не является обязательным документом для граждан (только для организаций и индивидуальных предпринимателей).

Никаких других особенностей или ограничений не предусмотрено. Участник-физлицо оформляет заявку, делает ценовое предложение и участвует в торгах. При передаче ТРУ оформляется особый закупочный акт: это специальный документ, который применяется для оформления сдачи-приемки товаров, работ и услуг между организацией-заказчиком и физлицом-поставщиком.

Сложности возникают с оформлением контракта. Есть ряд положений, которые обязательны для соглашений по 44-ФЗ между физическими и юридическими лицами:

  1. Граждане, получающие доход, обязаны уплачивать подоходный налог: 13% — для резидентов, и 30% — для нерезидентов. Налоговым агентом выступает организация-заказчик. Включаем в контракт условие о снижении суммы, перечисляемой физическому лицу за поставленные товары, работы, услуги, на величину НДФЛ (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Если такой пункт не согласован с поставщиком, то контракт автоматически признается недействительным.
  2. Аналогичная ситуация и со страховыми взносами. Налоговый агент обязан перечислить 22% на ОПС, 5,1% — на ОМС, 2,9% — в ФСС. Все эти суммы вычитаются из цены контракта. Заказчику рекомендуется заранее прописать это условие — еще на этапе составления закупочной документации.
  3. Соглашения, заключенные с физлицом как с единственным поставщиком, составляются без указания того, что заказчик выступает в роли налогового агента (ч. 15 ст. 34 44-ФЗ). Включение этого условия не является нарушением. Нарушителем заказчик станет, если не перечислит положенную сумму налогов и взносов.

ВАЖНО!

Контракты с физическими лицами не учитываются при расчете объема закупок для СМП, так как физические лица — это не субъекты малого предпринимательства.

Особенности заполнения закупочного акта в 2021 году

Рассматриваемая нами сделка, предполагает передачу фермером некой продукции покупателю, который передаёт ему определённую сумму, о которой стороны сделки договорились ранее. А оформление закупочного акта – подтверждает, что обе стороны (покупатель и продавец) – выполнили перед друг другом свои обязанности.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ВАМ СТАТЬЯ:

Акт испытания стеллажей на нагрузку

Таким образом, акт является не только подтверждающим сделку документом, но и своеобразной распиской продавца, в которой он указывает полученную им сумму. Этот пункт есть в вышеописанной форме, а если акт составляется в свободной форме – данная информация должна быть записана от руки.

Напоминаем, что при составлении документа – нужно указывать только реальную информацию. К примеру, занижение составителем фактической стоимости товара – наверняка будет расценено законодателем (сотрудниками контролирующих органов) как незаконное действие (отмывание денег).

Если же, при составлении документа будут допущены ошибки – опытные юристы сайта «Юридическая скорая помощь» рекомендуют начать составлять новый акт!

И хотя законодатель не предъявляет в 2021 году каких-либо строгих требований к оформлению закупочных актов – составителю очень важно придерживаться общепринятых правил, установленных для оформления подобных документов.

Что указать в содержании закупочного акта

Вначале, необходимо заполнить шапку документа, прописав в ней название организации, выступающей в роли покупателя. Кроме того, ту следует указать:

  • Коды ОКУД и ИНН;
  • организационно правовую форму;
  • а также другие важные сведения о компании.

В том случае, если закупкой занимается определённый отдел – данный факт нужно прописать в документе, а если акту присвоен номер (например, его номер во внутреннем документообороте компании) – его обязательно нужно проставить ниже.

Затем составителю необходимо указать наименование самого документа и поставить реальные дату и место его составления.

После этого, приступаем к заполнению основной части – тела документа, которое состоит из следующих пунктов:

  1. полная информация о лице, который выступает в роли покупателя, подписывающего акт;
  2. информация о физическом лице, выступающем в роли продавца, подписывающего документ;
  3. общая информация о том, кто у кого и что именно покупает.

При этом, особенно важно – как можно подробнее описать объект сделки. А для внесения всех данных, как мы уже упоминали ранее в статье – удобнее всего использовать таблицу аналогичную той, что содержится в бланке ОП-5.

Таким образом, составителю нужно указать не только само название приобретаемой и продаваемой продукции, но и количество, единицу измерения, стоимость единицы, а также сумму сделки, которая должна быть продублирована прописью под таблицей.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ВАМ СТАТЬЯ:

Акт об отказе подписать приказ об увольнении

После этого, нужно подробно описать каждую сторону сделки. Для физического лица, выступающего продавцом – достаточно указать паспортные данные. А для покупателя – нужно вписать данные регистрационных документов.

Примечание юриста

В том случае, если у продавца есть справка, которая подтверждает факт ведения им подсобного хозяйства – данные справки тоже необходимо указать в акте.

Также, если с полученной продавцом суммы будет удержан так называемый подоходный налог – это тоже (его точный размер) нужно указать в содержании. Помните, что в тех случаях, когда физическое лицо реализует собственно выращенную продукцию – его фактическая прибыль не облагается налогом!

В завершении составления – каждая из сторон сделки должна расписаться (с расшифровками подписи), подтвердив, таким образом, факт заключения сделки.

Представитель организации-покупателя, после подписания акта – должен передать его руководителю, который обязан утвердить/визировать сделку и передать документ в бухгалтерию для использования его в качестве сметы для списания средств с баланса организации.

Как заполнить акт

Для закупочного акта действует унифицированная форма № ОП-5 (закреплена Постановлением Госкомстата №132 от 25.12.1998). В качестве альтернативы применяют договор закупки у физического лица или иной документ, разработанный организацией. Форма подтверждения закупки определяется руководством (информация Минфина №ПЗ-10/2012).

Если заказчик использует самостоятельно разработанный закупочный акт, его надлежит утвердить отдельным приказом и закрепить в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008). Обязательно включите в документ:

  • его название и основные реквизиты (номер, дата);
  • сведения о заказчике;
  • содержание операции;
  • количество поставки;
  • стоимость приобретенных товаров, работ и услуг.

Вся эта информация указывается и в бланке акта ОП-5. Вот как составить закупочный акт:

  1. Определиться с формой — локальной или унифицированной.
  2. Указать информацию об организации-заказчике — его наименование, ИНН, код по ОКПО.
  3. Внести номер и дату.
  4. Отметить место закупки.
  5. Прописать стороны сделки: покупателя (сотрудник заказчика) и продавца.
  6. Раскрыть содержание операции. Для этого в форме предусмотрена табличная часть. Вносите все товары (по возможности с кодами), указывая точное количество, единицу измерения, цену и итоговую стоимость. Далее указать вид операции при продаже в закупочном акте: для операций по передаче, отгрузке, приобретению товаров, работ, услуг проставляется КВР 01 (Письмо ФНС №СД-4-3/[email protected] от 20.09.2016).
  7. Заполнить текстовую часть. В расписке указываются паспортные данные поставщика и сумма операции.

Акт подписывает продавец, покупатель (тот, кто принял или приобрел товары, работы, услуги) и утверждает руководитель организации-заказчика. Если в сделке фигурировали наличные средства, включите в документ блок с распиской о получении поставщиком денежных средств.

Зачем нужен закупочный акт в 2021 году

Исходя из вышеописанного, закупочный акт, в первую очередь, выступает в качестве подтверждения заключения сделки между продавцом и покупателем. В содержании документа отмечаются особенности и детали их соглашения.

Во-первых, акт закупки нужен организации, выступающей в роли покупателя. Ведь именно на его основании сотрудники бухгалтерии проведут после заключения сделки списание денежных средств и компания поставит продукцию на учёт.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ВАМ СТАТЬЯ:

Акт о браке на производстве. Бланк и образец 2021 года

Во-вторых, данный документ – может выступать гарантом для обеих сторон. Так, в случае конфликта, появления претензий и судебного разбирательства – закупочный акт станет главным документом-доказательством, содержание которого сможет использовать не только продавец, но и покупатель.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]